Композиция в холодных и теплых тонах: Контраст холодного и теплого — Искусство цвета (Иоханнес Иттен)
Холодный и теплый колорит: цветочные композиции
Каждый художник, дизайнер интерьеров, модельер одежды или, к примеру, фуд-дизайнер, прежде чем начать творить свои шедевры, задумывается над тем, какое настроение, цветовой колорит выбрать для своей работы. Ни для кого не секрет, какое влияние цвет оказывает на человека. У каждого из нас есть свои предпочтения в том, что касается цветовой палитры очень многих вещей, что нас окружают, которыми мы пользуемся ежедневно.
Картинки с интерьерами проанализированы с точки зрения доминирующего колорита. Внизу каждой нарисована шкала с определенной цветовой температурой. Это сделано специально, чтобы наглядно показать, чем отличаются друг от друга холодная и теплая цветовые палитры, какое настроение они несут.
Задачей сегодняшнего мастер-класса будет создание цветочных декоративных композиций в теплом и холодном колорите, которые потом можно подарить к празднику 8 марта тем, кого вы любите. Сначала нужно сделать фон в теплой и холодной цветовой гамме. Из материалов понадобится акварельная бумага, акварель, салфетка, кисти, немного позже пригодятся черный маркер с тонким стержнем и черная гелевая ручка.
Влажной салфеткой нужно смочить бумагу.
Затем произвольно распустить краски теплых оттенков, потому что сейчас будет приготовлена заготовка в теплом колорите. Стол, чтобы не испачкать, лучше застелить клеенкой или газетой.
Если лист бумаги поворачивать в разные стороны, цвета живописно перетекут из одного в другой, в результате появятся новые оттенки.
В итоге получается примерно такой фон.
Те же самые манипуляции необходимо выполнить для рисунка в холодном колорите.
Для того, чтобы добавить сложности и живописности, пока краски на бумаге окончательно не высохли, лист еще влажный, можно побрызгать сверху водой. Появятся дополнительные пятнышки, вкрапления.
Нужно дать бумаге хорошенько просохнуть. Если в результате этого процесса она выгнулась, ее следует прогладить утюгом через чистый лист, для того чтобы выпрямить.
Наконец-то все готово для следующего этапа работы.
Цветочная композиция рисуется произвольно. Если присутствует некоторая доля неуверенности, можно на черновиках пофантазировать, делая быстрые эскизы. Затем можно сделать предварительный рисунок простым карандашом, а можно сразу рисовать маркером.
В процессе могут понадобиться цветные карандаши и фломастеры, можно прорисовать какие-то детали рисунка акварелью.
В конце занятия получились две совершенно разные по настроению цветочные композиции. Осталось их оформить в паспарту и поместить в раму под стекло. Подарки к 8 марта готовы.
7 цветовых контрастов. Контраст холодного и теплого
Привет. В своей книге «Искусство цвета» Иттен Иоханнес описал 7 цветовых контрастов, которые уже долгое время используют как основу для составления цветовых решений и костюма в том числе.
Вот перечень этих контрастов.
- Контраст цветовых сопоставлений
- Контраст светлого и тёмного
- Контраст холодного и тёплого
- Контраст дополнительных цветов
- Симультанный контраст
- Контраст цветового насыщения
- Контраст цветового распространения.
Здесь речь пойдет о третьем контрасте. Далее приведен конспект из книги «Искусство цвета».
Контраст холодного и теплого
На первый взгляд может показаться странным отожествлять ощущение температуры со зрительным восприятием цвета. Однако опыты показали разницу в 3…4 градуса в субъективном ощущении тепла или холода в мастерских, окрашенных в сине-зелёный цвет, и мастерских, окрашенных в красно-оранжевый. В сине-зелёном помещении рабочие жаловались на холод при температуре 15° C, в то время как в красно-оранжевом помещении они начинали жаловаться на холод лишь при температуре 11…12° C.
Научные исследования показали, что сине-зелёный цвет понижает импульс кровообращения, в то время как красно-оранжевый его стимулирует. Подобные же результаты были получены при опытах с животными. Конюшня беговых лошадей была разделена на две части, одна из которых была выкрашена в синий цвет, другая — в красно-оранжевый. В синем отсеке лошади
быстро успокаивались после скачек, а в красном, наоборот, долго приходили в себя и не остывали. Кроме того, в синем отсеке не было мух, в то время как в красном их было множество.
Оба опыта показывают особую значимость контраста тёплого и холодного для цветовых решений. В больницах, где применяется цветовая терапия, свойства холодных и тёплых цветов играют весьма важную роль. Возвращаясь к цветовому кругу, мы видим, что жёлтый цвет — самый светлый, а фиолетовый — самый тёмный. Это значит, что эти два цвета образуют самый сильный контраст света и темноты. Под прямым углом к оси «жёлтый — фиолетовый» расположены «красно-оранжевый» и «сине-зелёный», которые являются двумя полюсами контраста холода и тепла. Красно-оранжевый, или сурик — самый теплейший, а сине-зелёный, или окись марганца — самый холодный цвет. Обычно жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый принято называть тёплыми цветами, а жёлто-зелёный, зелёный, сине-зелёный, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый — холодными, но подобная классификация легко может ввести нас в заблуждение. Совершенно так же, как полярности белого и чёрного представляют собой самый светлый и самый тёмный цвет, а все серые тона только относительно светлые или тёмные в зависимости от того, контрастируют ли они с более тёмным или светлым тоном, так и сине-зеленый и красно-оранжевый как полярности холода и тепла всегда холодные и теплые, в то время как промежуточные цвета, расположенные между ними, могут быть холодными или теплыми только в зависимости от того, контрастируют ли они с более тёплыми или холодными тонами.
Слева цвет платья кажется более холодным относительно красного. Справа же более теплым относительно синего
Характер холодных и тёплых цветов можно было бы представить в таких сопоставлениях:
- холодный — тёплый
- теневой — солнечный
- прозрачный — непрозрачный
- успокаивающий — возбуждающий
- жидкий — густой
- воздушный — земной
- далёкий — близкий
- лёгкий — тяжёлый
- влажный — сухой.
Эти различные способы проявления контраста холода и тепла говорят о его огромных выразительных возможностях, позволяющих добиться большой живописности и особой музыкальности общей атмосферы произведения.
В природе более удалённые предметы в силу отделяющего их от нас воздушного слоя всегда кажутся более холодными. Контраст холодного и тёплого обладает также свойством влиять на ощущение приближенности и удаленности изображения. И это качество делает его важнейшим изобразительным средством в передаче перспективы и пластических ощущений. Если необходимо создать композицию, проработанную и строго выдержанную с точки зрения определенного контраста, то все остальные контрастные проявления должны стать второстепенными или вообще не использоваться.
Контраст холодного и тёплого в его полярном противопоставлении красно-оранжевого сине-зелёному демонстрирует рисунок 16,
а рисунок 17 показывает тот же контраст, но с изменённой площадью, занимаемой каждым цветом.
На рисунках 18 и 19 один и тот же фиолетовый цвет, находясь на верхнем рисунке в окружении холодных соседних, имеет тёплый оттенок, а в окружении теплых тонов на нижнем рисунке — холодный.
На рисунке 21 показаны переходы красно-оранжевого цвета от холодного тона к тёплому, а на рисунке 22 даны те же изменения, но в пределах сине-зелёного цвета.
В упражнениях с контрастом холодного и тёплого полностью исключается контраст светлого и тёмного, и все цвета, входящие в композицию, должны быть одинаково светлыми или одинаково тёмными. Эти модуляции могут быть выполнены на любом тональном уровне, но наиболее благоприятное условие —это средняя светлота тонов.
Изменения цветовых характеристик не должны идти дальше четырёх соседствующих цветов двенадцатичастного цветового круга.
Эти модуляции достигают совершенной красоты только при отсутствии различий в светлоте и темноте использованных цветов. В то время как на рисунках 21 и 22 даются хроматические модуляции холодных и тёплых тонов, композиция рисунка 20 показывает, как за счет контрастности холодных и тёплых тонов удается добиться их максимального звучания.
Контраст холодного и тёплого можно считать самым «звучащим» среди других цветовых контрастов.
Благодаря ему открывается возможность с помощью цвета передать высшую музыку небесных сфер. Грюневальд использовал этот контраст и для создания цветовой основы «Хора ангелов», и в колористическом решении двух других сцен Изенхеймского алтаря с изображением ангелов, окружающих на небесах Бога-отца, в композиции с Марией, и в сцене Воскресения Христа. Грюневальд обращался к этому контрасту тогда, когда хотел передать ощущение божественного начала. Аббат Шугер, освящая первый цветной витраж церкви Сан-Дени в Париже, обратился к пастве со словами о том… «что материальный смысл назначения человека состоит в том, чтобы постичь высшую нематериальную сущность материи», И сверкающие иероглифы витражей предназначались для того, чтобы понять это. Их магическое сияние было настолько полным тайны, что верующие непосредственно ощущали проникновение потустороннего через сверкающие витражные окна. И восприятие витражей вызывало в них чувство причастности к высшей духовности.
Витражи Шартрского собора, основанные на символическом сочетании тёплого красного и холодного синего, дышат вместе с ритмом дыхания солнца. Благодаря подвижности освещения, постоянно меняющегося вместе с освещённостью неба и углом падения солнечных лучей, цвет витража в течении дня постоянно бывает разным. И благодаря этому прозрачная материя стекла обретает силу сияния драгоценных камней. Когда Моне перешёл к пейзажной живописи, он перестал писать свои картины в мастерской и целиком ушёл в природу. Он интенсивно начал изучать зависимость состояния ландшафта от меняющихся цветовых отношений пейзажа в различные времена года, дня и в разную погоду.
Клод Моне Лондонский парламент в тумане
Он стремился запечатлеть в своих картинах мерцание света в воздухе и испарениях горячей земли, световое преломление света в облаках и в поднимающемся тумане, многообразные рефлексы, идущие от спокойной глади воды и волн, игру света и тени в кронах деревьев. Он пронаблюдал, что локальные цвета предметов в зависимости от их освещённости или погружённости в тень и от рефлектирующих со всех сторон цветовых лучей приобретают пятнистость, которая основана прежде всего на варьировании тёплых и холодных тонов, нежели просто светлых и тёмных. В пейзажах Моне наконец-то было преодолено традиционное для живописи использование только контраста светлого и тёмного, его место отныне занял контраст тёплого холодного.
Импрессионисты открыли, что холодный синий цвет неба и воздуха постоянно контрастирует с тёплыми оттенками солнечного света, выполняя роль теневых цветов. Очарование картин Моне, Писсаро и Ренуаре заключается зачастую именно в необыкновенной игр? модуляций холодных и тёплых тонов.
Поль Сезанн — Яблоки и апельсины
А это платье мне очень понравилось
Желаю удачи
Открытый урок по теме «Теплые и холодные цвета»
Цели: ознакомление с разнообразием
различных цветовых пятен. Подбор тёплой и
холодной цветовой гаммы. Выполнение творческой
композиции “Натюрморт”, “Пейзаж”.
Формирование эстетического отношения к
изобразительному искусству. Получение знаний и
обогащение духовного мира учащихся.
Задачи: обучение детей составлению тёплой и
холодной гаммы цветов. Заполнение подобранными
цветами необходимых поверхностей изображаемого
рисунка. Развитие фантазии и мышления в
составлении творческой композиции “Натюрморт”
или “Пейзаж” из разнообразных форм, линий и
пятен. Использование навыков смешения цвета в
выполнении задания.
Оборудование: методическое пособие “Цвета
радуги”, методическое пособие “Тёплые цвета”,
методическое пособие “Холодные цвета”,
фотографии природы в различных её состояниях
“Осень-Зима”, репродукции с картин художников,
“Пирамидка-радуга”.
ХОД УРОКА
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с
вами познакомимся с новой и очень интересной
темой, которая называется: “Тёплые и холодные
цвета”. Но перед изучением данной темы,
давайте с вами вспомним, а какие цвета вы вообще
знаете? Какие виды цветов мы изучали на прошлых
уроках?
Дети: основные и дополнительные цвета.
Учитель: Правильно! Это основные и
дополнительные цвета. Это синий, жёлтый, красный,
зелёный, оранжевый и фиолетовый цвет. Ребятки, я
открою вам один большой секрет: эти цвета
существуют у нас в природе, только, к сожалению,
нам не так часто удаётся их встретить. А может
кто-то из вас уже встречал эти цвета в природе? Не
кажутся ли вам они очень знакомыми?
Дети: похоже на радугу!
Учитель: Конечно, радуга! А сейчас я предлагаю
вам выполнить небольшое задание поучаствовать в
мини-конкурсе: Собери радугу.
Задачи и условия конкурса: перед вами
находится пирамида-радуга, но, к сожалению, она
пока пуста и не имеет характерных для радуги
цветов. Я предлагаю вам вспомнить, в какой
поочерёдности находятся каждый из цветов радуги
и раскрасить её правильно. Вы делитесь на две
команды. Будете подходить по одному человеку.
Каждый из ребят может наложить на свою радугу
только один цвет. Берём кисти и краски, и конкурс
начинается!
Учитель:
Молодцы ребята! Вот какие замечательные радуги
у нас получились! Следующий наш конкурс
называется “Тёплое и холодное”.
Обратите внимание, перед вами находятся
множество различных предметов, которые нам с
детства очень знакомы. Ваша задача: подумать
и разделить предметы на две группы. Первая – включает
в себя предметы, которые по своей цветовой гамме
относятся к “Тёплым цветам”. Вторая –
должна включать в себя предметы, которые по своей
цветовой гамме относятся к “Холодным цветам”.
Будьте предельно внимательны и не ошибитесь. Три
– четыре, поехали! (Конкурс начинается) (Перед
началом конкурса преподавателем подготовлено
два стула, на которых располагаются драпировки
тёплой и холодной гаммы цветов. Дети размещают
предложенные предметы так, что они
организовываются в два натюрморта: тёплый и
холодный)
Учитель:
Замечательно! Молодцы! Вы, как всегда, очень
организованны и правильно отвечаете на данный
конкурс. Все предметы разложены правильно и
соответствуют данной группе. Но далее нас
ожидает следующее задание! (Преподаватель
развешивает перед детьми репродукции, на которых
изображены осень и зима)
Ребята посмотрите, пожалуйста, на эти
репродукции. Как вы думаете, какие из них состоят
из тёплых цветов, а какие из холодных?
Дети: Зима-холодная, осень — тёплая.
Учитель: Верно! Осень — тёплая, а зима -
холодная. А почему вы так решили?
Ученик: Осень похожа на солнышко, а зима на
лёд и холод.
Учитель: Да, ваши внутренние ощущения вам
подсказывают правильно. Ведь глядя на оранжевый,
красный, жёлтый цвета действительно становится
тепло. А синий цвет, фиолетовый, голубой нас
просто замораживают. А как же поэты и писатели
описывают эти времена года? Ведь порой словом
рассказать гораздо труднее, чем кистью. Давайте
послушаем…
Учитель: Выпал снег. Чистой, белой скатертью
накрылась и отдыхает земля. Глубокие высятся
сугробы. Тяжёлыми белыми шапками накрылся и
притих лес… Кружевными белыми арками, согнулись
стволы молодых берёз…
Красиво, правда? Автор сравнивает лес с чем-то
живым, одухотворённым. А сейчас послушайте
стихотворение, в котором также звучат строки,
описывающие это чудесное время года.
За моим окошком
Сказочные ели:
На ветвях зелёных
Тихо спят метели,
Лихо скачут белки,
Поползни снуют,
О зиме синицы
Песенки поют.
В этом стихотворении автор выразил все свои
чувства и эмоции, которые переполняли его
поэтическую душу. А вот следующее стихотворение
Александра Трифоновича Твардовского посвящено
другому времени года и с помощью него можно
полностью выразить все свои чувства, которые мы
испытываем при взгляде на другую репродукцию,
находящуюся перед нами.
Плывут паутины
Над сонным жнивьём,
Краснеют рябины
Под каждым окном.
Хрипят по утрам
Петушки молодые.
Дожди налегке
Выпадают грибные.
Поют трактористы,
На зябь выезжая.
Готовятся сёла
Ко Дню урожая.
А.Т. Твардовский
Учитель: замечательное стихотворение,
правда, ребята? А все ли слова в этом
стихотворении были знакомы?
Ученик: а что такое слово жнивьё?
Учитель: молодец Петя! Ты оказался очень
внимательным! Слово жнивьё – это диалектное
слово. Его употребляли в своём обиходе крестьяне.
А слово это означает – поле, где сажали хлеб.
Ученик: а что означает слово зябь?
Учитель: умница, Машенька! Ты тоже
внимательно слушала стихотворение!
Слово зябь также относится к диалектным словам,
то есть к словам, которыми пользуются или
пользовались люди, проживающие в определённой
местности. Эти слова также можно назвать
местными. Зябь – это поле, вспаханное с осени
для посева яровых, то есть хлебов, которые сажали
осенью.
Учитель: ну а теперь вам предстоит выполнить
задание. Оно заключается в следующем: нужно
нарисовать с помощью цвета (теплых или холодных
оттенков) свою творческую композицию
“Натюрморт” или “Пейзаж”. Она может быть
нарисована с натуры, так как мы с вами сегодня уже
составили свои натюрморты, или вы можете
использовать свою творческую фантазию. Важно
лишь выполнить одно условие: композиция должна
состоять из разнообразных цветовых пятен,
относящихся к тёплой или холодной цветовой
гамме.
Время выполнение задания: одно занятие.
Материалы к уроку
План-конспект занятия «Изучение особенностей колорита в композиции. Теплые и холодные цвета при создании тематических композиций»
Подготовила педагог дополнительного образования
Вален Н.В.
(открытое занятие в группе
подготовительного отделения художественной школы)
возраст 5-6 лет
«Африканские танцы».
Создаем живописную композицию по впечатлению в теплом, ограниченном колорите.
Тип занятия: комбинированный.
Цели:
-
выполнение задания в технике гуашевой живописи,
-
создание работы с элементами колористического упражнения, закрепление знаний об особенностях теплого и холодного колорита; создание художественного образа;
Задачи:
1. Обучающие:
— формирование знаний о понятии колорит.
-формирование навыков применения индивидуального креативного мышления и навыков применения полученных знаний на практике при выполнении композиции.
2. Развивающие:
— развитие художественно-эстетического вкуса, чувства колорита, уравновешенности композиции. Развитие умения определять сочетания каких цветов вызывают ощущение «тепла», а каких «холода»;
развитие навыков использования линий различного характера, навыков смешения красок, получения оттенков теплых и холодных цветов, навыков нанесения мазков кистью на плоскость листа в зависимости от характера цвета и для достижения наибольшей выразительности
— развитие наблюдательности;
— развитие творческого воображения, умения эмоционально переживать различные, контрастные состояния, опираясь на свой эмоционально – чувственный опыт;
3. Воспитывающие:
— воспитание внимания на занятии;
— воспитание взаимопомощи и взаимовыручки в ходе выполнения задания;
— воспитание аккуратности при работе с красками
— воспитание самостоятельности и ответственности.
Оборудование и материалы к занятию для педагога.
-
Наглядные пособия: цветовой круг (Приложение 1)
-
Таблица — теплые и холодные цвета (Приложение 1.1)
2. Лучшие работы выпускников ДХШ по данной теме.
3. Подборка лучших работ великих художников; выполненных в разных типах колорита
4. Гуашь, палитра, кисть, банка с водой, бумага формата А.3.
Материалы для учащихся.
Гуашь, палитра, кисти, банка с водой, несколько листов бумаги формата А3, карандаш.
План занятия.
1.Проверка соблюдения санитарно-гигиенических норм. – (1 мин.)
2. Оргмомент — (2 мин.)
3. Объявление темы занятия « Африканские танцы»- (1 мин.)
4. Акцентирование внимания на целях и задачах занятия — (4 мин.)
5. Беседа об основных законах колорита в искусстве (с использованием методического пособия). Закрепление понятий о колористической гармонии работы, о цельности в композиции, равновесии, контрасте. — (10 мин.)
6. Рассказ о ходе выполнения задания в технике гуашь (с использованием методических пособий), показ лучших работ учащихся ХШ по заданной теме, показ примера исполнения. — (7 мин.)
7. Самостоятельная работа учащихся – выполнение задания с использованием теплого колорита проработка, деталировка, обобщение. (25 мин.)
8. Физкультминутка. – (2 мин.)
9. Выявление композиционного центра работы. – (5 мин.)
10. Повторение и закрепление знаний, полученных на занятии. Подведение итогов занятия, выставка- просмотр работ учащихся, анализ работ. – (3 мин.).
Ход занятия:
Проверка соблюдения санитарно-гигиенических норм.
Размещение помещения в здании, площадь используемого помещения, освещение — соответствует нормам, утвержденным в СанПиН 2.4.4.3172-14. Помещение класса и доска чистые, произведено качественное проветривание класса.
Так же класс оснащен стендом с планом эвакуации и правилами действий при чрезвычайных ситуациях. Таким образом, на момент начала занятия класс полностью соответствует требованиям и нормам СанПиН 2.4.4.3172-14.
Организационная часть.
-
Отметить отсутствующих. Проверить готовность к занятию.
2. Объявить тему занятия, подчеркнуть цели и задачи данного занятия.
3. Озвучить, что должны выполнить учащиеся за 2 занятия по 30 минут
Теоретическая часть:
Беседа об основных законах колорита в искусстве (с использованием методического пособия). Закрепление знаний и понятий колористического строя, цельности в композиции, равновесия, контраста.
Основные понятия:
Колорит – гармоничное сочетание цветов в картине. С помощью колорита можно передать настроение в живописном произведении.
Холодный цвет, теплый цвет, колорит.
Теплые цвета – красный, желтый, оранжевый и все, в которых присутствуют эти цвета при смешивании. Теплые цвета напоминают то, что может согреть: солнце, огонь.
Холодные цвета – синий, голубой, фиолетовый и все, в которых эти цвета участвуют при смешивании. Холодные цвета ассоциируются с чем-то, действительно, холодным: снегом, льдом, водой, светом луны.
Вопрос:
«Мы уже говорили с вами о том, что в работах всех художников мира используется колорит. Колорит- гармоничное сочетание цветов, их взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине.
Вот посмотрите, какую страну мы можем с вами увидеть тут? (Наглядность)
Ответ: Это север — холодная ледяная страна.
Вот оно холодное царство-государство, мы можем здесь замерзнуть. Тут нужно одеться в шубы, не забыть про валенки, шапки, варежки…
-
На чем здесь можно путешествовать?
-
На велосипеде или, например, на роликах?
— Нет, на санках, лыжах…
(Рассматриваем лучшие работы учеников ХШ выполненные в холодном колорите.)
Как вы думаете какие звуки могут тут звучать?
Ответ: Ветер, вьюга, скип снега, эхо).
Какие запахи вы можете почувствовать, если представите себя внутри картины?
— Запах снега, мороза, свежести…
— Какие же цвета преобладают в холодной стране?
-
Синий, голубой, белый, фиолетовый, серый…
-
А кто может быть хранителем такой холодной страны?
-
Ответ: Снежная королева! Правильно! Вот ее мы с вами и рисовали на одном из занятий недавно.
Педагог показывает картинки-примеры работ.
Но несмотря на то, что сейчас зима и скоро Новый год, нам с вами нужно побывать и в жарких странах, на юге.
Здесь жарко! Педагог показывает фотографии Африки не называя ее. (Наглядность)
«Вот мы пришли сюда одетые в шубы и шапки и валенки…а в чем тут ходят?» (Наглядность. Фото африканских племен)
Педагог показывает примеры работ учащихся и репродукции художников, выполненные в теплом колорите, выдержанных в похожей тематике.
Вопрос: Какой цвет звучит ярче всего в этих работах? А в какой стране мы знаем жарче всего на планете знаете? Ответ: В Африке! Правильно. Вот сейчас мы с вами и отправимся в путешествие по жаркой Африке.
Самое жгучее и горячее солнце в Африке, давайте нарисуем его.
Переход к практической части работы.
Обратите внимание, что сегодня мы не станем открывать наши волшебные баночки с синей, зеленой и фиолетовой краской. Пусть они поспят.
Горячее африканское солнце, давайте нарисуем его. Оно будет таким горячим и раскаленным, что станет у нас на рисунке почти белым. Расположим его в центре нашей работы. Отделим небо от земли.
Работу нашу будем вести желтой, красной, коричневой, охристой и белой красками.
Этап 1: проработка фона. Работа ведется с использованием множества оттенков теплых цветов.
Замес цвета производим от светлого к темному. В качестве центра композиции используем солнечный диск. Работать с фоном следует большой кистью, с использованием техники широкого мазка или пятна
Постоянно проговаривается педагогом технологические особенности замеса гуаши. Пастозность, ровность красочного слоя, аккуратность.
Этап 2: Деталировка. Создание танцующих персонажей.
Педагог демонстрирует репродукции с изображением африканских бушменов в ярких красных одеждах. Фотографии с изображением африканских национальных танцев.
В ходе работы педагог ведет индивидуально-групповую работы с детьми.
В процессе работы оценивается правильное выполнение этапов работы, качество цветового слоя, гармоничность создаваемого колорита.
Педагог индивидуально помогает ученикам, которые работают медленно, корректирует тех, кто начинает работать неправильно.
Подведение итогов занятия педагогом:
В конце занятия, педагогом осуществляется подведение итогов . Делается групповой сравнительный анализ успехов, выставка работ учащихся. Выставляются оценки и анализируются наиболее удачные работы.
Педагог подводит итог выполненному заданию. Проводит закрепляющий мини-опрос детей в группе. Повторяет и закрепляет знание понятий: колорит, теплые и холодные цвета.
Объявляется тема на следующее занятие.
Объявляется список материалов для следующего занятия
Уборка рабочих мест.
Завершение занятия
Педагогические рекомендации по проведению занятия:
Педагогу необходимо подобрать зрительно-иллюстративный ряд, разделяя материал на два фрагмента, один отражает холодный колорит, другой теплый
Для того чтобы ребята не путались в выборе цветовой гаммы для рисунка, можно разделить краски на разные половинки стола или убрать лишние, использовать только те цвета, которые необходимы. Такую ситуацию легко обыграть, не вводя детей в ситуацию сложного выбора.
Конечно, навыки работы с цветом не приобретаются за одно занятие. Необходимо еще и еще раз возвращаться к одному и тому же приему, но наполнять его разным содержанием, близким ребенку. По задачам работы с цветом это задание подобно предыдущему. Однако это иной образ, и для его создания необходимо опираться на иной эмоционально-чувственный опыт.
Количество вопросов для беседы педагог выбирает в зависимости от ситуации, временных рамок, возрастных особенностей группы. Огромное значение имеет то, чтобы ребенок мог чувствовать то состояние, ощущение, настроение, которое хотели передать художники в своих картинах.
По аналогии этого занятия можно построить еще ряд занятий, изучающий другое ощущения цвета — легкий, тяжелый, контрастный, нюансный. Построенные таким образом занятия не требуют особых рисовальных навыков, но дают положительный результат в формировании творческих способностей, хорошо развивают чувство цвета и помогают ориентироваться в композиционном расположении на плоскости листа. В младшем возрасте такое задание может проводиться как самостоятельное занятие, в старшем возрасте — в качестве упражнений в подготовке к основной работе.
Приложение 1
Цветовой круг
Приложение 1.1
Таблица теплых и холодных цветов
Презентация «Теплые и холодные цвета»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
МОУ СОШ № 17, г. Карталы, Челябинской области Учитель: Гринько Алла Николаевна 2011 г. 5 СЮЖЕТОВ ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ
2 слайд
Описание слайда:
«ТЕПЛЫЕ И ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА» СЮЖЕТ- 4 5 ОСНОВНЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ узнать, какие цвета спектра относятся к теплым; какие цвета спектра относятся к холодным; научиться определять цветовую гамму картин; узнать, как свойства цвета используются в создании иллюзии; научиться применять полученные знания о цвете в практической работе
3 слайд
Описание слайда:
ЦВЕТА ДЕЛЯТСЯ НА ТЕПЛЫЕ И ХОЛОДНЫЕ
4 слайд
Описание слайда:
ЦВЕТА КРАСНО – ЖЕЛТОЙ ЧАСТИ СПЕКТРА СОЗДАЮТ ОЩУЩЕНИЕ ТЕПЛА, ПОЭТОМУ ИХ НАЗЫВАЮТ ТЕПЛЫМИ
5 слайд
Описание слайда:
Теплые цвета Желтый Оранжевый Красный
6 слайд
Описание слайда:
ТЕПЛЫЕ ЦВЕТА –ЯРКИЕ, ЭНЕРГИЧНЫЕ
7 слайд
Описание слайда:
холодные — более спокойные
8 слайд
Описание слайда:
ЦВЕТАГОЛУБОВАТО – СИНЕЙ ЧАСТИ СПЕКТРА НАЗЫВАЮТСЯ ХОЛОДНЫМИ
9 слайд
Описание слайда:
зеленый синий фиолетовый ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА
10 слайд
Описание слайда:
В какой цветовой гамме выполнена картина В. И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы»? В какой цветовой гамме выполнена картина В. Д. Поленова «Березовая аллея»? ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ
11 слайд
Описание слайда:
В какой цветовой гамме выполнена картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели»? В какой цветовой гамме выполнена картина А.И.Куинджи «На севере диком»?
12 слайд
Описание слайда:
Часто свойство цвета используется для создания иллюзии приближения или отдаления предмета
13 слайд
Описание слайда:
Насыщенные теплые тона как бы приближают, а холодные, малонасыщенные тона отдаляют. Таким образом, только с помощью цвета можно передавать пространство
14 слайд
Описание слайда:
Каждый цвет имеет теплый и холодный оттенок
15 слайд
Описание слайда:
Художник Леонид Афремов Натюрморт с розами
16 слайд
Описание слайда:
ТЕПЛЫЕ ТЕПЛЫЕ ХОЛОДНЫЕ ХОЛОДНЫЕ ОДИН ЦВЕТ Движение цвета к холодному и теплому оттенку на примере желтого Чем более оттенок становится теплым или холодным, тем больше видна разница с исходным цветом
17 слайд
Описание слайда:
Движение цвета к холодному и теплому оттенку на примере зеленого Один цвет теплый холодный теплый холодный
18 слайд
Описание слайда:
Движение цвета к холодному и теплому оттенку на примере красного Один цвет теплый теплый холодный холодный
19 слайд
Описание слайда:
Упражнение Постепенно подмешивая к исходному цвету теплый оранжево-красный, закрашивайте ячейки строки «теплее». Затем, подмешивая к исходному цвету холодный сине-голубой, закрашивайте ячейки следующей строки «холоднее»
20 слайд
Описание слайда:
http://www.osinka.ru/Moda/Colour/09_07/ понятие о теплой и холодной цветовой гамме Н.Л. Неменская Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека Используемые источники: http://firs-art.livejournal.com/5101.html http://draw.demiart.ru/2007/01/08/tsvetovedenie/ http://draw.demiart.ru/category/cveta-i-kraski/ Картины художника Леонида Афремова http://www.artprojekt.ru/school/painting/001.html
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник:
Все учебники
Выберите тему:
Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1509243
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Наука о цвете и живопись — А. С. Зайцев
«Теплые» и «холодные» цвета
Особенно распространены в искусствоведческой литературе и в художественно-педагогической практике понятия «теплый» и «холодный» цвета. Трудно найти статью или книгу, в которой они не употреблялись бы. Однако чаще всего авторы ограничиваются лишь констатацией факта, что картина написана в «теплых» или «холодных» тонах. Распространенность этих понятий делает их заслуживающими более подробного рассмотрения.
В литературе по цветоведению принято всю часть спектра, начиная с зеленого в сторону красного, относить к теплым цветам, а часть от голубого к пурпурному — к холодным. Зеленый иногда относят к холодным цветам, а иногда выделяют его как нейтральный. Промежуточным между теплыми и холодными цветами можно также считать пурпурный. Объективная основа разделения цветов на теплые и холодные пока еще не совсем ясна. До недавнего времени считалось, что в основе такого различия лежат ассоциации с теплыми и холодными предметами окружающего мира.
Например, синий цвет воспринимается как холодный потому, что он присущ цвету неба, льда, воды, вызывающему в нас чувство холода, прохлады или свежести; цвета красно-желтые воспринимаются как теплые, потому что они присущи таким вещам, как огонь, солнечный свет. Однако в последнее время установлено, что этому разделению соответствуют и собственно температурные качества цвета. Красно-оранжевая часть спектра заключает больше тепловой энергии, нежели сине-зеленая. Кроме того, экспериментально установлено, что положительное эмоциональное состояние повышает чувствительность к красному и желтому, отрицательное — к синему и зеленому. Разделение цветов на теплые и холодные в живописи имеет, видимо, более глубокие, определенные рядом психологических моментов причины.
В природе «теплота» или «холодность» цвета обычно определяются состоянием атмосферы, которая часто делает на свету тона холодными, а в тени, наоборот, теплыми. Об этом еще в XIX в. писал В. Вицольд: «На открытом месте, и когда солнце находится низко на небе, предметы, освещенные прямым солнечным светом, имеют теплые оттенки, ибо свет на своем длинном пути через атмосферу к предмету и от предмета до глаза принимает красновато-желтый тон, между тем как предметы, освещенные голубоватым отраженным светом неба, имеют холодные оттенки.
Например, горные цепи, освещаемые солнечным светом при восходе или на закате солнца, в особенности если они состоят из голых скал и находятся вблизи, показывают теплые светлые тоны и холодные голубые тени».
Интересную, но не бесспорную теорию, объясняющую явление тепло-холодности цвета, предложил Р. Арнхейм. Основной смысл его концепции заключается в том, что любой цвет может быть и теплым и холодным; термины «теплый» и «холодный» приобретают характерное значение только тогда, когда они указывают на отклонение от данного цвета в направлении к другому цветовому оттенку. Голубовато-желтый или голубовато-красный цвета выглядят холодными; например, красновато-желтый или красновато-голубой цвета кажутся теплыми. Таким образом, примесь к цвету, традиционно считающемуся теплым, какого-либо холодного делает его холодным, и наоборот.
На наш взгляд, Арнхейм не прав в том, что рассматривает тот или иной цвет как абсолютное свойство. Когда речь идет о цветах спектра, то мы обычно разделяем их на теплые и холодные по их положению в системе. Подобное различие служит лишь отправным пунктом для дальнейших характеристик. Поскольку физиологами давно замечено, что воздействие теплых цветов на организм соответствует более ощущению тепла, а холодных — холода, вполне справедливо считать, что примесь теплого цвета к холодному делает его лишь теплее, но не теплым. И вообще хотелось бы заметить, что теплоходность есть не абсолютное, а относительное качество цвета. Любой цвет может быть теплым или холодным не вследствие примеси к нему другого цвета, а по отношению к другому цвету — так, например, берлинская лазурь теплее ультрамарина, краплак холоднее кадмия красного, а ультрамарин и берлинская лазурь вместе будут холодными по отношению к краплаку и кадмию, которые относятся к теплым цветам. Поэтому неправильно «температуру» цвета характеризовать только по наличию оттенка. Арнхейм прав, однако, отмечая особую роль оттенка, но это относится уже не только к характеристике по принципу «теплый — холодный», а вообще к проблеме выразительности цвета. Говорят, что оттенок живописцу часто дороже цвета; и действительно, в цвете, который содержит в себе какой-либо другой, содержится и нечто более живое, сложное, эмоциональное — чистый цвет без оттенка всегда строг, холоден и беспристрастен.
«Температура» цвета зависит также и от насыщенности. Оптимально насыщенные, чистые цвета всегда будут холоднее соответствующих им слабо насыщенных. Мы часто характеризуем как холодную и строгую ту красоту, в которой все строго, правильно. Мы называем холодной архитектуру, которая характеризуется геометрической четкостью, строгой симметрией своих форм, и, наоборот, красота, в которой заметно какое- либо отклонение от правильности, более привлекает, мы ее противопоставляем холодной как более одухотворенную, живую, теплую.
Но в этой связи нужно уточнить и понятие «чистые» цвета. Все цвета спектра в известном смысле являются чистыми или оптимально насыщенными, поскольку каждому из них теоретически соответствует монохроматическое излучение. Однако в спектре содержатся и такие цвета, как оранжевый, желтый, желто-зеленый, которые воспринимаются как смешанные или, во всяком случае, содержащие оттенки. Поэтому в спектре следует выделять основные чистые цвета, то есть цвета, смешением которых образуются все остальные. Температура смешанных вторичных цветов тогда будет зависеть от преобладания в них красного или синего. Смешанный цвет может быть менее насыщенным по отношению к соответствующему ему спектральному, и в этом случае он будет теплее.
Теплохолодность цвета зависит и от светлоты последнего. Цвета более яркие будут холоднее, нежели более темные, потому что светлота связана с насыщенностью, и при потемнении цвета утрачивается его насыщенность. Отчасти, очевидно, поэтому более темный цвет кажется более теплым, чем соответствующий ему светлый. Разные цвета обладают неодинаковой способностью изменять или приобретать оттенки, становиться то теплее, то холоднее. Особой подвижностью отличается в этом смысле красный цвет. В. Кандинский верно заметил: «Любой цвет может быть холодным и теплым, но нигде этот контраст не заметен так сильно, как в красном».
Таким образом, абсолютное разделение цветов на теплые и холодные для живописи, в которой цвет всегда берется в отношениях, ничего не значит. Для живописной практики гораздо более важное значение имеют не определения «холодный» и «теплый», а определения «теплее», «холоднее».
Качества, определяемые как «теплый» или «холодный», в живописи имеют связь с моделировкой формы, с трактовкой пространства и с цветовой перспективой. Теневые и освещенные части предметов строятся всегда на контрасте теплого и холодного. Если свет теплый, то тень холодна, и наоборот.
Среди художников долгое время велись споры о распределении теплых и холодных цветов при изображении света и тени. Дж. Рейнольдс считал незыблемым правилом, что свет всегда должен быть теплым, а тень — холодной. В противоположность ему английский писатель по вопросам искусства Бернет (1827), опровергая мнение Рейнольдса, утверждал, что света в картине, наоборот, должны быть холодными, а тени — теплыми. В этом споре его участники выражали лишь свое субъективное отношение к контрасту «теплое — холодное».
В действительности же в зависимости от цвета освещения и ряда привходящих моментов, как света, так и тени могут быть и теплыми и холодными. Практика мирового изобразительного искусства дает много тому примеров.
Контраст теплых и холодных цветов используется не только в живописи, но и нередко в графике — например, в смешанной графической технике сангины и итальянского карандаша. Очень важно определение теплоты или холодности в характеристике ахроматических цветов. Теплый черный и холодный черный производят совершенно разное впечатление.
«Температурные» качества цвета в живописном произведении часто выступают в очень сложной форме и служат одним из основных признаков красоты и содержательности тона.
В живописи выдающихся мастеров можно найти немало примеров, когда холодная тень, выполненная преимущественно синими красками, пронизана какой-то скрытой теплотой. Определение — насколько тот или иной тон теплее или холоднее — в значительной мере решает проблему нахождения верного тона.
Холодные и теплые цвета в формировании целостной композиции
В настоящее время немаловажную роль в формировании целостной композиции играют холодные и теплые цвета. Такое разделение растолковать на физическом уровне достаточно сложно, так как это в первую очередь диктуется подсознательным уровнем. С детства все свыклись с мыслью, что огонь, солнце, тлеющий уголь и другие источники тепла располагают красно-желтыми оттенками, а вода и небо ассоциируются с сине-голубыми и сине-зелеными гаммами. Это фиксируется в подсознании людей, диктуя определенное восприятие цвета. Подобное разграничение широко используется в целях создания косметического эффекта.
Если предполагается поэкспериментировать с внешним образом, то в любом случае придется выбирать холодные либо теплые цвета волос. Однако сначала нужно определиться с собственным типом внешности. Благодаря этому удастся подобрать оптимальный оттенок и избежать неприятностей, связанных с новым образом. Оценка осуществляется в зависимости от природных критериев. Необходимо отойти от привычной цветовой гаммы, чтобы в итоге не вышло грубых ошибок. Изначально считается, что теплый цвет прекрасно подходит людям, имеющим карие, зеленые или ореховые глаза. Что касается холодных оттенков, то они неплохо сочетаются с серыми, голубыми и синими глазами.Точнее подобрать цветовую гамму можно, если определить свой тип. Всего существует четыре варианта: весна, осень, лето и зима. К весеннему типажу относятся девушки, обладающие светлыми глазами и волосами, а также имеющие золотистый или желтый оттенок кожи. Им разрешается выбирать практически любые теплые цвета. Единственное условие заключается в том, чтобы избегать светло-рыжего оттенка, так как в этом случае лицо будет казаться слишком бледным. Не рекомендуется также окрашивать волосы в темные коричневые тона. Тогда образ будет лишен нежности, кроме того, это сделает женщину визуально гораздо старше.Летний тип предполагает наличие серых или синих глаз у девушки, а также холодный оттенок кожи, который после загара становится персиковым. При таком варианте желательно не использовать теплые цвета, ведь они способны добавить лишней красноты. Лучше всего сделать выбор в пользу пепельных оттенков. Также можно попробовать каштановые тона.
Шатенки и брюнетки, относящиеся к осеннему типу, могут обладать светлыми или темными глазами. Их кожа имеет яркий и насыщенный оттенок, благодаря чему вполне допускается использование каштановых, черных и шоколадных тонов. Добавить шика помогут темно-русые или медно-рыжие волосы. Таким девушкам не рекомендуется становиться блондинками.
Обладательницы зимнего типа ни в коем случае не должны окрашивать волосы в теплые цвета, так как фарфоровый тон кожи способны подчеркнуть лишь яркие холодные оттенки. Цвет глаз таких девушек варьирует в диапазоне от синих к черным. Цвет лица может быть либо очень светлым, либо темным. Великолепно смотрятся у женщин с таким типом внешности иссиня-черные волосы. Также им очень подходит пепельно-русый цвет.
Sky Painting — Вертикальная композиция холодных и теплых тонов. Stock Image
Мы жертвуем 10% дополнительных гонораров нашим вкладчикам в качестве стимула для борьбы с COVID-19
Похожие изображения
Вертикальная узкая винтажная деревянная рамка для картин
Синий и красный Большое цветовое изменение Картина маслом на вертикальном фоне.
Абстрактная картина; вертикальные полосы на фоне неравномерного цвета
Абстрактная акварельная живопись скалистого водопада.Вертикальный.
Розовая натуральная ручная акварель акварель живопись текстура, вертикальная текстурированная акварель бумага макро крупным планом копировальное пространство
Девочка рисует пальцем красивый цветок. Вертикальное изображение
Фактура серых виниловых обоев под покраску с узором в вертикальную полоску.
Деревянный стол с материалами и малярными инструментами для дома вертикальный
Старая комнатная мастерская столярных изделий из дерева для работы с деревом, фанерой и покраски.Сделай сам. Вертикальный
Пасхальный фон. Процесс росписи пасхальных яиц. Вертикальное изображение. Темный деревянный фон. Вертикальный.
Цветная пастель на фоне бетонной стены, вертикальные линии
Силуэт картины Купидона на кирпичной стене, вертикальное фото
Фес, Марокко — 12 ноября 2019 г .: кожа сохнет на солнце после покраски, кожевенный завод в древней Медине.Вид сверху. Вертикальный
Фоновая текстура стены штукатурка колючая не ровная синяя шпатлевка внешняя живопись щит электричество вертикаль
.
Во всех культурах
Зеленый
Серый — это
Белый — чистота,
Серебро круто
Заливка теплыми цветами
Красный горячий и
Розовый более мягкий
Желтый — это
Золото — это
Апельсин
Черный
Браун — это
Это трудно
1. Прочтите следующие предложения и обведите ВЕРНО или ЛОЖЬ: 2. Завершите каждое предложение (A – J) одним из окончаний. 1. королевских особ или божеств. 3. Прочтите несколько выражений, содержащих разные цвета. Соответствие A. абсолютно лояльный и верный;
5. Ответьте на вопросы 6.Прочтите и переведите цитаты ниже. Выбери любой Вопросы для обсуждения. Подготовьте короткую речь на одном из
черный синий зеленый коричневый желтый красный розовый оранжевый серый белый
Б.Прочтите текст «Цвета и их связи» и скажите
»
|
.
холодный цвет — определение — английский
Примеры предложений с «холодным цветом», память переводов
Обычное сканирование Холодные цвета, если они не слишком светлые, смягчают эффекты интенсивного освещения. Обычное сканирование Что касается холодных цветов, таких как синий, зеленый или сиреневый, они всегда кажутся более удаленными, чем теплые цвета. WikiMatrixМы наблюдаем за всей гаммой цветов, потому что видим теплые и холодные цвета. холодные краски ».Обычное ползание Они возникают в результате сопоставления теплых и холодных цветов, в результате чего теплые оттенки кажутся более теплыми, и наоборот. Обычное ползание Вообще говоря, мы можем сказать, что теплые цвета стимулируют наши внутренние процессы, в то время как холодные цвета успокаивают их, замедляя их. Создайте впечатление, что комната больше, чем она есть, покрасьте ее в бледный или холодный цвет. Обычное ползание Холодные цвета: Цвета в диапазоне от сине-фиолетового до желто-зеленого на хроматическом круге, т.е. зеленый, желто-зеленый.WikiMatrixЛица главных героев на картинах тех лет переданы с исключительной ясностью, караваджского происхождения и освещены необычайно чистыми, холодными цветовыми тонами. Людвиг I из Баварии был новичком в мире, и энтузиазм Джеймсона сначала дал им английскую репутацию.МИЗАНСолнце просто заходит в холодный желтый цвет за более холодными фиолетовыми холмами Обычное ползание Однако взаимодействие между цветами может привести к тому, что оттенок, такой как желто-зеленый, будет казаться холоднее, если его поместить рядом с теплым цветом, например красным, или теплее, если размещается рядом с холодным цветом, например синим. Обычное ползание Однако взаимодействие между цветами может привести к тому, что оттенок, например, красно-фиолетовый, будет казаться теплее, если он будет помещен рядом с холодным цветом, например зеленым, или более холодным, если он будет помещен рядом к теплому цвету, например к оранжевому.Вниз по устью, далеко-далеко на севере, горизонт казался черной линией на фоне холода, меняющего цвета северного сияния. WikiMatrix Его ранние работы показывают влияние ранних сиенских мастеров, но его более поздний стиль был более индивидуальным, характеризуемым холодные, резкие цвета и удлиненные формы. WikiMatrixНа ее картинах сила холодных и теплых цветов кажется равной. ближе к вечеру — солнце только садится (холодного желтого цвета) за какими-то более холодными фиолетовыми холмами, и я стою у окна, используя последний свет, чтобы написать вам.
Показаны страницы 1. Найдено 299 предложения с фразой холодный цвет.Найдено за 13 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они поступают из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.
.