Баня русская история: История русской бани, ритуалы посещения, известные люди, бани Санкт-Петербурга и Москвы.

Содержание

Русская баня: история, традиции, современность

Государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Нелидовский колледж»

[pic 1]

Русская  баня:

история, традиции, современность

 Автор

Быстрова Елизавета

студентка 2 курса

Руководитель

Королёва Ирина Юрьевна

преподаватель истории

Нелидово, 2017

Оглавление

Стр.

Введение

3

1.

История возникновения русской бани

5

2.

Традиции русской бани

13

3.

Влияние посещения бани  на здоровье человека

16

Заключение

18

Список используемой литературы

19

Приложение

20

Введение

В жизни, мирной или бранной,
У любого рубежа,
Благодарны ласке банной
Наше тело и душа
Александр Твардовский

Баня — это не просто приятное и полезное занятие, это наше культурно-историческое наследие, бережно хранимое и передаваемое от поколения к поколению. Париться в бане – одна из наиболее древних и любимых традиций русского народа. Банная процедура являет собой насущную потребность не только в чистоте, но и в отдыхе, как тела, так и души.

Когда точно появилась баня на Руси, никто не знает. Кажется, она была всегда — так неразрывно связан ее образ с русской историей. Одни ученые считают, что баня завезена на Русь якобы арабами или спартанцами. Другие же предполагают, и вполне обоснованно, что она является собственным изобретением славян. Третьи утверждают, что первая баня проделала путь с Востока на север через славянские племена.

История бани своими корнями уходит в глубокую древность. Национальную баню любили и египтяне, и шумеры, и финикийцы, и персы. А уж викинги и русичи просто не мыслили без нее своей жизни.

Баня всегда была и есть для русского человека не просто местом, где можно принять гигиенические процедуры и очистить свое тело от загрязнений, а особым, почти сакральным сооружением, где очищение происходит не только на физическом, но и на духовном уровне. Ведь недаром же посетившие баню, описывая собственные ощущения, говорят: «Как заново на свет народился, помолодел лет на 10 и очистил тело и душу».

Актуальность выбранной мною темы исследования состоит в том, что в наше время огромное внимание уделяется здоровью человека, здоровому образу жизни, а бани и сауны стали все чаще использовать для улучшения физического и психического здоровья людей.

Гипотеза нашей работы звучит следующим образом: русская баня имеет древнюю историю, благоприятно влияет на здоровье человека и  в наше время люди активно её посещают.

Объект исследования – история возникновения русской бани, традиции русской бани и её влияние на здоровье человека.

 Предмет исследования – русская баня и её польза для организма человека.

Цель  исследования – познакомиться с историей возникновения, традициями и с оздоровительными свойствами русской бани.

Цель исследования конкретизируется в задачах исследования:

— найти и изучить документальные источники об истории возникновения бани, её традициях;

— изучить, как влияет посещение бани на самочувствие людей;

— обобщить полученные данные, систематизировать их;

— познакомить студентов колледжа с итогами работы. .

          В ходе исследования мною были изучены материалы некоторых энциклопедий, информация, размещенная в сети Интернет. Для проведения исследования использовались стандартные методы:

История бани

28 ноября 2018 8:16

// Всё о бане

Для каждого русского человека баня – очень родное слово. Почти все любят расслабиться в жаркой парной, а затем отдохнуть за кружкой ароматного чая. Однако мало кто задумывается о том, откуда же берет свои корни баня.


Для каждого русского человека баня – очень родное слово. Почти все любят расслабиться в жаркой парной, а затем отдохнуть за кружкой ароматного чая. Однако мало кто задумывается о том, откуда же берет свои корни баня.
В истории различных народов имеются традиции, связанные с посещением бань и саун. Это и древнегреческие лаконикумы, и римские термы, и японские сэнто, и турецкие хаммамы. Роднит все эти виды два обстоятельства: очистка тела в теплых условиях и наличие особых ритуалов посещения таких мест.
Посещение бани – особая процедура, которая позволяет не только помыться, но и улучшить свое физическое и духовное здоровье. После бани выводятся шлаки и токсины из организма, расслабляются мышца, успокаиваются нервы.
Русские традиции
Русская история бань берет начало еще со времен Вещего Олега. Многочисленные летописи упоминают большое количество таких заведений в русских поселениях. Иностранцы всегда поражались тем, как распространены на Руси банные традиции.
Развитие русской бани
Однако по началу русские бани отличались от привычных нам сегодня. Сейчас их принято называть «баней по-черному». Такие бани разогревались открытым источником тепла, в них отсутствовал дымоход, весь дым уходил через маленькую дверь или специально отодвигаемую доску. Вода нагревалась в котле, расположенном рядом с очагом. Для растопки предпочитались березовые дрова, содержащие деготь. Считалось, что он обладает бактерицидными свойствами. Воздух в такой бане был тяжел и слегка горчил.
Постепенно устройство бани совершенствовалось и стали появляться бани, похожие на нынешние («по-белому»). Воздух в них разогревается закрытой печью с дымоходом, жар исходит от раскаленных камней. Такая конструкция позволяет регулировать температуру и влажность парного помещения.
Кроме того, отличительной особенностью русской бани является использование веников из веток различных видов деревьев. Каждый веник обладает своими целебными свойствами и по-своему расслабляет и питает организм.

История русской бани в мировой культуре.

О пользе бани человечество знало тысячелетия. Все древние мировые цивилизации всякий раз обзаводились тем или иным видом бань. Бани-термы были у древних греков, у финнов еще 2 тысячи лет назад появились сауны, а у народов Южной Америки была распространена баня-темаскаль. И сегодня почитаема у североамериканских индейцев баня инипи, до наших дней дошел турецкий хамам, а среди современных бань японцев хочется выделить офуро и фурако. И, естественно, русская баня, которую знают и любят не только в России, но и далеко за ее пределами.

 Формирование банной культуры народа

 Любая баня, о какой бы ни велась речь, характеризуется двумя параметрами: температурой и влажностью. Относительная влажность может меняться от 0 до 100%, а воздух прогревается от 30 до 150 градусов, в некоторых случаях даже выше.

 Все люди переносят баню по-разному: кому-то нравится париться в прохладной и влажной парной, кто-то предпочитает горячую и сухую. Выбранный режим зависит от конституции человека, от его возможностей переносить те или иные условия. Учитывая эти человеческие особенности и предпочтения в национальных масштабах, возникает банная культура народа. К примеру, для сырой и холодной Финляндии характерны сухие и жаркие сауны, а вот в Турции с жарким и сухим климатом существуют относительно прохладные и влажные хамамы.

В прошлом русские бани очень удивляли чужестранцев. Особенно поражало то, как на Руси парились: хлестали друг друга березовыми или дубовыми вениками и обливались при этом квасом или ледяной водой. Но тот, кто хоть однажды прошел эту «страшную» процедуру, испытал на себе ее оздоровительный эффект и получил массу положительных впечатлений. Именно это и сделало русскую баню такой известной во всем мире.

 Условные характеристики бани

 Несмотря на существование в мире довольно большого количества бань разных типов, в России наибольшей популярностью обладают финская сауна и русская бани. Попробуем разобраться, что у них общего и чем все-таки они отличаются.

 Условно парилки можно поделить на следующие виды:

•          турецкая или паровая баня, в которой 100-процентная влажность, но воздух прогрет всего до 40 – 45 градусов;

•          наша обычная русская баня или паровая сауна, с влажностью 40 – 65% и температурой 45 – 65 градусов;

•          горячая русская баня или еще ее называют влажной сауной, имеющей влажность 20 – 35% и нагретый до 75 – 90 градусов воздух;

•          сауна или более точно – сухая  сауна, с влажностью 5 – 10% и температурой воздуха 90 – 110 градусов.

Предпочитающие в жизни всевозможный экстрим русские и в бане пытаются получить его в полной мере. Когда в сауне финны поддерживают температуру 90 градусов и не выше, то посетив сауну в России, можно испытать адскую жару – 110 – 140 градусов. Или, например, в классической русской бане в основном люди парятся при 65 градусах и 65% влажности, но отдельные «герои» могут выдержать и 70-градусную жару.

 Что такое «легкий пар»?

 Многие слышали обычное пожелание «с легким паром», хотя далеко не все любители пара знают, что он бывает не только легким, но и максимально насыщенным влагой, тяжелым, с огромными каплями. Обычно воздух, имеющий естественную атмосферную влажность, теряет ее при нагревании. Если же необходимо в парной нагретый воздух увлажнить, это делают по-разному:

•          в русской бане льют воду на камни в закрытой печи;

•          пользуются парогенератором или испаряют воду на открытых камнях, как это делают финны в сауне.

 Причем, чем более высокой будет температура, при которой вода испаряется, тем более сухим и легким будет пар в бане. Лежащие сверху в печи сауны камни нагреваются примерно до 200 градусов. Если нагреть их выше, то увеличится излучаемое ими тепло, а, следовательно, находиться в самом помещении сауны станет просто невыносимо.

 В русской бане камни, лежащие в закрытой печи, называемой каменкой, нагревают до 500 – 700 градусов. Когда в бане сложена хорошая печь, то само помещение не перегревается, ведь печь-каменка сохраняет тепло камней в себе. Ее дверцу открывают только при необходимости подлить на камни воду. Причем, перед тем, как сделать это в первый раз, необходимо, чтобы камни хорошо прогрелись. Тогда и температура будет оптимальной, и пар будет легким.

Вы можете заказать прекрасную и качественную баню в компании Сибирский лес. Звоните прямо сейчас!

История тульских бань, тульские бани начала прошлого века

Сегодня в это трудно поверить, но буквально каких-то сто лет назад баня в Туле считалась объектом далеко не увеселительного характера. Баня в городах России, была местом, без которого не мог обойтись ни один уважающий себя человек, будь то обычный рабочий, или известный помещик. Иного места, где можно было помыться в городах, попросту не было.

В начале ХХ века редко какой из домов нашей губернии мог похвастаться такой роскошью, как специально-отведенная комната для принятия ванны. В таких комнатах того времени обычно должна была присутствовать ванна из чугуна и особые чаны, в которых на дровах разогревали воду, чтобы помыться. Удел глубоко богатых людей.

К началу прошлого века Тула насчитывала пять основных городских бань. Самой известной из них считалась баня А.А.Белолипецкого, на Пятницкой. В Туле эта баня была удобной во всех отношениях, и по расположению, и по количество вмещаемых душ. К услугам народа попроще она предлагала общее отделение, а господа из Тульской знати часто пользовались ее отдельными номерами, в которых подавали чай и даже оказывали различные косметические услуги.

Еще одной, уважаемой богатой публикой, была баня Герасимова в Туле, в районе Чулково. Хозяин стремился разнообразить услуги, оказываемые своим заведением, и даже устроил в нем синематограф в 1913 году. Баня Герасимова была единственная баня в Туле, обладающая своей собственной мини-электростанцией.

Рабочий люд любил ходить в Туле в Антоновские бани, на углу Рубцовской и Грязевской. Это была самая недорогая баня в Туле того времени, предлагающая только общее отделение. Однако, не смотря на цены, баня Г.К. Антонова славилась своим великолепием, имела красивую внутреннюю лестницу и внешне ее часто даже сравнивали с дворцом. Внушительные ручки из дерева на чугунных кранах, резная деревянная мебель и даже изразцовые плитки на стенах, все это являлось визитной карточкой Антоновских бань.

Не менее известными у простых людей считались и баня Попова, на набережной Упы, и баня на ул.Гармонной, у патронного завода. Цена посещения бани в Туле начала прошлого века для простых людей составляла около 10 копеек за общее отделение. С женщин обычно брали побольше – по 25 копеек. В «дворянских» же отделениях, с отдельными комнатами отдыха, можно было попариться уже за 35 копеек с человека.

После революции тульские бани так же продолжали пользоваться популярностью у людей. Все они оставались на прежнем месте, а вот первая баня в Туле при советской власти открылась только в 1935 году. Она расположилась в Заречье, на улице Октябрьской. В ней имелось 4 отделения, два женских и два мужских, а так же парикмахерская и буфет.

В наше время Тула может похвастаться огромным количеством бань. Все они оформлены в разных стилях и предлагают своим клиентам широкий спектр услуг на любой вкус. Наш банно-гостиничный комплекс «Усадьба Варваровка» рад предложить Вам свои русские бани на дровах для семейного отдыха и комфортабельные гостиничные номера, расположенные в русской деревне Варваровка. Надеемся, что Вам понравится отдых у нас и Вы еще не раз сюда вернетесь!

Русская баня: история и особенности / Лагуна СПА

Русская баня имеет прочные корни, уходящие вглубь веков нашей истории. В самой глубокой древности баня упоминалась как священное место, где сосуществуют такие силы природы, как вода, земля, огонь и воздух. У русского народа до внедрения христианства было множество религиозных обрядов, связанных именно с водой. Ещё долгое время сохранялись предания о «банниках» — существах, охраняющих баню и поддерживающих здоровье людей. Почти в каждом отдалённом уголке России были свои народные названия для бани (мыльня, мовня, влазня и т.д.).

Распространение русской бани

Из всех бань, русская баня – самая древняя. На втором месте стоит турецкий хамам, имеющий отдельную историю, а финская сауна была «основана» только в период великого переселения финских племён в Европу и Скандинавию. Они принесли с собой русскую парную и постепенно начали её модернизировать в соответствии с национальными вкусами и природными условиями. Распространение бани по России было повсеместное – в Сибири, Поволжье, на Урале и Алтае, Украине и т.д. Русский народ настолько не представлял себе жизни без парной, что даже в трудных условиях тайги, в охотничьих домиках, часто находят маленькие бани, сложенные по всем правилам искусства. Когда Россия в 907 году отправляла своих послов в Византию, в договоре специально оговаривалась возможность пользования послов константинопольскими банями.

Частные и общественные бани

Для строительства бани использовались участки недалеко от водоёмов, чтобы облегчить подвоз воды, а также для возможности окунаться после парной в холодную воду. Собственная, как сейчас говорят, частная баня была у каждого, кто имел свою избу и подходящий участок земли у ближайшего водоёма. Тем немногим, кто не имел такой возможности, приходилось пользоваться общественными банями. Врачи и политики того времени проводили исследование влияния бани на организм и популяризацию строительства русских бань в Европе. Например, личный врач Елизаветы португалец Санчес в 1778 году решил, что с помощью бани можно лечить все болезни и внёс большой вклад в просвещение Европы по данному вопросу.

Петр I создавал бани для солдат в Амстердаме и Париже. После победы в войне с Наполеоном русские бани были в огромном количестве возведены на территориях всех освобождённых стран. На площади самой Российской Империи к началу 19 века количество бань было огромно. В одной Москве насчитывалось 70 общих бань и 1500 частных. К концу 19 века банями обеспечили каждую больницу для лечения широкого списка заболеваний.

Отношение иностранцев

Иностранцы, приезжавшие в Россию, всегда были немного поражены тем, что люди могут добровольно залезать в парную (и даже в печь) да ещё хлестать себя веником, а после этого лезть в холодную воду. Многие иностранцы расценивали это как ритуальные добровольные мучения. Упоминания о таком отношении можно найти во многих литературных источниках, например, в рассказе Бажова «Хрустальный лак» только парная помогла спасти секрет русского производства лака от патентования немцами, так как лак наносился в бане, а немцы там сразу выходили из строя и не замечали очевидных подмен лака.

Мы предлагаем сейчас же опробовать свои силы в бане, так как крепкое здоровье и выносливость не помешают никому. Наш банный комплекс «Лагуна СПА» имеет турецкую баню и русскую баню, построенные по всем историческим традициям. Приглашаем новичков и гарантируем, что баня под руководством наших профессионалов станет для Вас любимой и регулярной процедурой.

История бани — Общественные бани в Санкт-Петербурге

Для любого русского человека, вне зависимости от его возраста, пола и рода занятий баня является особенным местом. Привлекает она всех от мала до велика не просто особой энергетикой паренья, но и уникальной способностью эффективно прогнать усталость.

Также именно здесь можно поправить здоровье и просто организовать душевный досуг в хорошей компании. Всегда русская баня была неразрывно связана с исконно русскими традициями. До сих пор в народе живут и видоизменяются веселые поговорки и прибаутки, мелодичные стихи и песни, а веник был и остается символом необузданности нашего народа.

Баня и Россия: как все начиналось

В прошлом общественные бани в северной столице были заведениями для поддержания гигиены и санитарных условий, инструментами для очищения тела человека и налаживания его состояния здоровья. В планетарных масштабах бани вошли в обиход не сразу и не везде. В Средние века бани даже было принято считать чем-то предосудительным и запретным. Но этот факт легко объясним: в прошлые века даже в ведущих европейских странах нечистоплотность была привычной и понятно. И касалась она не только простолюдинов, но и «сильных мира сего» — королей и прочих именитых особ благородных кровей.

История русской бани началась на древнем Востоке. Там развитию подобных заведений способствовала религия. Но наиболее распространились бани именно у древних греков и египтян. С течением времени традиция перешла и в Римскую империю, где стали создавать термы. Римляне по достоинству оценили важность пользу для здоровья регулярных водных процедур. Более того, парные манипуляции превратились в важную составляющую на пути к красивой фигуре. По мере экономико-политического развития Римской империи росло и совершенствовалось банное дело. К тому времени, как государство пало, человечество накопило огромный опыт по строительству специальных зданий. Например, были строения, вмещающие более тысячи купающихся одновременно. Их характерной особенностью была добротная внутренняя отделка для повышения комфортности условий.

Прошлое и современность: найти 10 отличий

Именно римскую баню можно назвать первым прототипом современных SPA комплексов, т.к. бани быстро вышли за рамки обычных комнат для купания. Они превратились в полноценные  оздоровительные комплексы, укомплектованные дополнительными помещениями для разных видов досуга, комнатами отдыха, библиотеками и даже небольшими театрами. Богатые римляне проводили в банях большую часть светового дня, превращая их в места развития искусства. Приблизительно в это же время появляются первые медицинские рекомендации по времени проведения в парных с горячим или холодным воздухом. Даже древние деятели искусства отразили в своих трудах особую любовь современников к банным процедурам.

Все это не могло не стать яркой мотивацией для других народов. Началось заимствование терм и видоизменение их с учетом особенностей менталитета конкретных национальностей. Банная культура стала постепенно расширяться и популяризироваться в мире. Каждая баня приобрела специфический характер. Например, в восточных странах появились турецкие бани, в Англии – воздушные с более щадящей для организма температурой. Приобретают свои первые отличительные преимущества финская и русская бани. Впервые появляются так называемые ритуальные бани, которые отличались ограниченным объемом купального бассейна.

Влияние финской бани на развитие русских традиций

Когда Римская империя исчезла, прекратило развиваться и банное дело. Главной причиной стали  христианские религиозные принципы. Личная гигиена населения снова изменилась не в лучшую сторону, что способствовало развитию опасных заболеваний. Спад развития «чистоты» продолжался длительный период времени, начиная со Средних веков и заканчивая началом 19 столетия. Именно в этот период начался новый виток развития банного дела, причем в глобальных масштабах. Но если раньше все равнялись на Рим, то теперь основными стали финские сауны.

Сегодня в скандинавских странах почти не встречаются отдельно стоящие конструкции. В основном они находятся в специально оборудованном санузле жилища. Но финны сумели сохранить первозданную традицию строить баню отдельным зданием, желательно непосредственно у природного источника воды. Есть и еще одно сходство с русской баней – это присутствие парной, комнаты для омовения и места для отдыха наедине с собой и своими мыслями.

Идеально, когда из бани открывается красивый вид, которым можно насладиться сразу после парилки. Интересный факт: исторически в финской сауне разрешалось мыться представителям обоих полов, в то время как на Руси это считалось грехом, нарушением общественной морали.

Современный выбор между разными видами бань – исключительно дело вкуса. Но разве можно представить нечто лучше, чем душистый, истинно наш пар и горячий ароматный веничек? Вряд ли, как и нереально помечтать о русской бане без обязательной жарки аппетитного шашлычка на свежем воздухе. У нас Вы оборудованы комфортабельные сауны с мангалом для вашего незабываемого досуга.

особенности и история появления на Руси в деревне, интерьер настоящей русской парной. Что это такое? Примеры проектов

Русская баня представляет собой значительную часть культуры народа, так как имеет свои глубокие традиции, уходящие в дальние века. Как в те далекие времена, так и сейчас понятие «русская баня» включает в себя не только гигиенические процедуры, но целый комплекс мероприятий оздоровления, релаксации, дружеского и даже делового общения.

Особенности

Бани во все времена были широко распространенным явлением среди славянских племен. Причем регулярное поддержание физической чистоты не являлось привилегией богатых сословий, ею пользовались как вельможи, так и простые крестьяне.

Русская баня с самого начала своего возникновения была необходимым хозяйственным помещением, выполнявшим множество функций, и строилась практически в каждом хозяйстве. Из-за необходимости концентрации высокой температуры площадь бани была настолько мала, насколько это допускало количество живущих в доме людей.

Правильная банька становилась одновременно домашней лечебницей, роддомом, местом для проведения семейных ритуальных омовений и частого мытья. Такое универсальное использование подсобного помещения объяснялось высокой стерильностью внутри, так как мало микробов могло выдержать высокую температуру, которая с паром проникала во все трещинки. Дым с большим содержанием фенола в черной бане также дезинфицировал ее изнутри.

Строятся сооружения для парилок чаще всего из хвойных деревьев, которые отдают натуральные испарения древесины внутрь нагретого помещения и наполняют его здоровой атмосферой. Самыми лучшими всегда считались бани, обшитые изнутри доской из лиственницы.

Все это уничтожает вирусы и микробы простудных болезней, служит хорошим мероприятием для поддержания здоровья сердечной мышцы, опорно-двигательной системы и профилактики многих инфекционных болезней.

Еще одним обязательным атрибутом русской банной культуры являются веники из веток лекарственных растений, которыми делают оздоровительный массаж. Понятие контрастного душа также своими истоками уходит в давние традиции.

История появления

Древняя баня в описаниях представляется небольшим отдельно стоящим сооружением из бревен. Оно обычно состояло из предбанника, в котором оставалась одежда. Также это помещение служило защитой от внешней морозной погоды. Внутри находилась печь для нагревания воды для мытья и получения раскаленных углей, которые брызгали водой для образования горячего пара, достигающего очень высоких температур.

На Руси существовали поверья о том, что в каждой бане живет свой дух, охраняющий ее от проникновения чужих и опасных сущностей. Его представляли в образе раздетого невысокого старичка, обклеенного прилипшими банными листьями с многочисленных банных веников.

В старорусских обрядах отражается уважительное отношение к хранителю банного духа. Его нужно было задабривать и время от времени угощать хлебом и солью, чтобы сакральное место оставалось в чистоте. Такие обряды говорят об их очень древнем происхождении, когда люди считали своими божествами силы природы и стихий. В бане они представлены в сочетании огня, воды, дыма и камня, из которого построен очаг.

Именно в таком помещении человек мог родиться и умереть. Там он на протяжении всей жизни регулярно получал оздоровительные и профилактические процедуры. Именно в этом помещении древние врачеватели уединялись с заболевшими людьми и ставили на ноги хворых в деревне.

Первые летописные упоминания о банной культуре славян относятся к годам Х века. Но банные традиции у древнейших славянских племен появились гораздо раньше. Так, византийский писатель Прокопий Кесарийский в 500-х годах упоминает о регулярных омовениях, принятых в славянских племенах.

При появлении христианства омовение перед церковными обрядами, такими как крещение, венчание и причащение, приобрело новый символический смысл. Иностранцев часто удивляло, что в баню ходили всей семьей и не стеснялись там раздеваться. Также баня часто становилась местом общения друзей, соседей или хозяев с гостями.

С возникновением большого количества городов и централизации власти строительство бань упорядочивалось, и с 1649 года возведение подсобных помещений гигиенического назначения разрешалось особым указом. Свою баню могла построить каждая семья, у которой в распоряжении было достаточно земли. Закон предписывал сооружать банные постройки подальше от жилых помещений, на огородах и пустых местах участков, чтобы сводить к минимуму возможность пожаров.

Таким образом, практически каждый дом в Древнерусском государстве был снабжен собственной баней, в которой было принято всем мыться по субботам. В этот день не работали даже общественные учреждения, так как банный день считался обязательным для всех сословий.

Устройство

Настоящая русская баня – это целый комплекс, состоящий из помещений, каждое из которых имеет свое назначение. Минимальный набор включает предбанник или прихожую, парилку для прогревания и душевую для омовения. Перед закладкой бани на частном участке необходимо определиться с ее размерами, внутренней планировкой функциональных отделений и внешним видом фасадов.

Если предусмотрена парилка большой площади, то ее прогревание будет забирать слишком много топлива и в ней будет трудно поддерживать баланс между влажностью воздуха и высокой температурой. Слишком маленькое помещение будет тесным и душным.

Нельзя устраивать бани с такой планировкой, при которой предбанник отсутствует совсем, а печь топится прямо из моечной или парной. Баня с неправильным расположением основных составляющих помещений не принесет пользы, а может даже стать опасной при выделении углекислого газа внутрь строения.

В парилке всегда должны находиться не менее двух человек, которые могут контролировать состояние друг друга. Поэтому расположение лавок и полок в 2-3 уровнях рассчитывается таким образом, чтобы там удобно разместилось предполагаемое количество народа.

Предбанник может быль любых размеров, каких захочет построить его владелец. Он может одновременно являться раздевалкой, растопочной и местом для отдыха всей семьи или гостей. При расчете на семью оптимальной будет площадь 1 кв. м на человека.

При этом учитывается место для переодевания, вешалки для хранения одежды и банных принадлежностей. Полезной может оказаться длинная лавка для одевания или отдыха, под сиденьем которой можно хранить заготовленные поленья. Допустимо пристроить баню к летней кухне, которая заменит предбанник.

Моечная обычно рассчитывается для свободного размещения двух человек и минимальная площадь душевой должна составлять 1,8х2 м. В ней можно охладиться после нахождения в парилке с помощью ванны, бадьи, душа, а в особенно дорогих постройках бывает предусмотрен небольшой бассейн.

Эта разновидность бани подходит только любителям, так как выдержать особые условия могут лишь очень здоровые люди.

Виды

Несмотря на простоту такой вспомогательной постройки, как баня. возводить ее совсем непросто. Ее устройство со временем устоялось и стало наиболее соответствовать задачам оздоровительных мероприятий и очищения не только поверхности тела, но и всего организма. В своеобразной культуре банного строительства к настоящему времени появилось разделение на несколько видов.

  • Водяная баня устраивается по примеру турецких традиций, где главное внимание уделяется большому объему пара.
  • Влажная, классическая русская, в которой температура держится на уровне от 50 до 90 градусов, а влажность воздуха достигает 100%.
  • Сухая финская парилка, где высокая температура, около 120 градусов, высушивает водяной пар и влажность воздуха внутри падает до 25%.

Материалы для строительства

Основным материалом для возведения русской бани всегда было дерево. Для успешного и длительного функционирования выбирают прочные сорта древесины с небольшим процентом теплопроводности. К ним относятся: дуб, клен, пихта, липа. Особенно отвечают требованиям по сохранности внутреннего тепла в помещениях такие породы дерева, как ель, кедр и лиственница. Из них чаще всего строят бани на севере. Используют как цельное круглое бревно, так и деревянные брусья.

Ольха и липа до сих пор представляют собой наиболее ценный материал для внутренней обшивки бани, так как их аромат оказывает целебное действие на человека, постоянно испаряясь внутри при больших температурах. Береза представлена в бане в основном в виде веников для массажа, так как ее древесина отличается склонностью к растрескиванию.

Для печки используются камни или кирпич, сложенные на глине. В строении из деревянного сруба раньше щели заделывали своеобразной смесью из смолы хвойных деревьев с лесным мхом. Из дерева делается и утварь для купания, такая как ушаты из липы, лавки из ольхи и дрова из дуба.

В настоящее время массив дерева представляет собой достаточно дорогой материал, и его приобретение не каждому доступно. Можно строить бани из более дешевых искусственных материалов, таких как пеноблоки. Они хорошо удерживают тепло и устойчивы к воздействию огня. Фундамент под стены из любых материалов делают из монолитного железобетона. Крышу можно покрыть черепицей или рулонным рубероидом.

Внутри, кроме натуральной вагонки для парилки, используют отделку стен и внутренних перегородок из кирпича, натурального и искусственного камня, а также керамической плитки или керамогранита.

Примеры проектов

  • Современные бани внутри оборудованы водопроводом и канализацией, благодаря которым рядом с дверью парной комнаты располагают душевые. В них попадают сразу на выходе из парилки и моются. В бане маленького размера моечная объединяется с парилкой. Для оформления красивого интерьера используется обработанная доска из древесного массива. Пол часто отделывается плиткой, а комната отдыха выглядит самой красивой и оформленной с фантазией.
  • Обычная маленькая деревенская банька на участке может занимать место 2,3Х3 метра. Мойка здесь становится частью парилки, а печка находится частично в предбаннике, где расположена топка, а другой частью выходит в парную комнату. Внутреннее помещение можно максимально использовать, если разместить полки и лавки в два-три ряда по двум стенам, не прилегающим к двери. Отделка классического бревенчатого сруба снаружи практически не требуется, за исключением обработки дерева специальными составами для увеличения срока эксплуатации.
  • В последнее время становятся популярными бани с бассейном. Чаши для воды имеются в продаже и выбор их по параметрам довольно велик. Встречаются готовые бассейны, глубиной от 1 метра и размерами 2Х2 метра. Помещение комнаты с бассейном отделывают деревом, штукатуркой с влагозащитным покрытием, пол должен быть выполнен из материала, который не скользит от попадания воды. Если не позволяет площадь и средства, такой же эффект охлаждения после парилки можно получать в купели с водой комнатной температуры.

Для тех хозяев, которые часто встречают гостей в здании большой бани, там же могут быть оборудованы бильярдная, кальянная и комната для отдыха. При бане удобно расположить навес с мангалом или печкой для барбекю, с красиво оформленным, настоящим уголком отдыха на природе.

Как топить?

Правильная растопка бани для получения максимального комфорта не такое простое занятие, как кажется на первый взгляд. Надо знать не только порядок действий, но и качество топлива, которое при этом используется.

Выбор дров

Дрова являются наиболее подходящими для настоящей баньки. Этот вид топлива максимально эффективен и безопасен. Чаще всего для этого применяются те породы древесины, которые произрастают поблизости. Однако лидером в производительности тепла при сгорании является граб, а самой нетеплотворной породой является тополь. Березовые или ольховые поленья отличаются полезным ароматом, который они выделяют при сгорании.

Хвойные породы быстро горят, тепла выделяют немного, зато быстро засоряют дымоход своими смолистыми веществами. В последнее время широко используется такой материал для топки, как пеллеты, которые делаются из древесно-стружечных отходов столярных производств и дают большую температуру.

Розжиг

Растопка начинается сразу после уборки и подготовки банного помещения. Также должны быть очищены от золы колосник и поддувало. Наличие тяги можно проверить с помощью поднесенной к топке зажженной спички. Щепу для растопки допустимо заменить сухой корой, причем наиболее ценной считается березовая.

Вниз кладут скомканную бумагу, далее щепу и кору, а сверху несколько сухих поленьев, таким образом, чтобы получилось подобие колодца. Когда запал прогорит в течение 15-20 минут, можно закидывать полную топку дровами, примерно на 2/3 высоты.

Поддержание температуры

Качество разогрева парилки напрямую зависит от времени года. Летом на хорошую растопку и нагрев бани может уйти до 3 часов непрерывного горения, а зимой от 5 до 6 часов, в зависимости от силы внешнего холода.

Порог дверного проема в помещение парилки всегда делался высоким, чтобы пар дольше сохранялся внутри.

Как париться?

Порядок процедур в парилке обусловлен ее обустройством. Если душевые находятся перед парной, то для начала надо обмыться в них перед заходом в главное помещение. В предбаннике можно раздеваться, отдыхать и делать массаж. Внутри парного помещения поначалу царит относительно усредненная температура, которая может подниматься до 90-120 градусов, в зависимости от вида бани и желания купающихся.

Средний уровень влажности воздуха способствует быстрому прогреванию помещения при получении очередной порции пара. В римской или турецкой бане человек может находиться в течение нескольких часов из-за низкой влажности воздуха, но в русской температурный режим зашкаливает. Взрослому человеку рекомендуется находиться внутри раскаленной парилки в течение максимум 20 минут, без опасности для здоровья, а новичок должен привыкать постепенно, делая несколько заходов по 5-10 минут.

С помощью банного веника делается оздоровительный массаж, лечатся боли в суставах. Кожа после обработки веником и нескольких заходов в парилку с контрастным душем после нее становится чистой, шелковистой на ощупь и более упругой. Интенсивное потоотделение помогает вывести из организма многие вредные и токсичные вещества, что облегчает задачу почкам.

У здоровых людей среднего возраста переменное воздействие контрастных температур хорошо отражается на работе дыхательных путей и сердечно-сосудистой системы. Вредно посещать горячую парилку людям с заболеваниями сердца и склонностью к гипертонии.

Традиции и обычаи

Для русских людей национальная баня представляла собой практически сакральное явление, с помощью которого можно очистить не только тело, но и дух. В бане присутствовал целый комплекс мероприятий, благодаря которым люди мылись, закалялись зимой, получали массаж, прогревались от простуд и инфекций, оздоровляли весь организм. Для получения целебного пара раскаленные камни поливали не просто водой, а квасом, пивом или настоем целебных трав.

Посещение бани в России с древних времен было возведено в настоящий культ чистоты и здоровья. Так это происходит и сейчас, когда особое уважение и расположение гостям показывают, приглашая их даже для ведения деловых переговоров в хорошую русскую баню с парилкой, холодным бассейном и комнатой для застолий.

Истории и интересные факты, связанные с баней, нашли широкое отражение в произведениях русского фольклора. Народ во все времена ходил в баню не только для чистоты, но и для профилактики болезней, лечения или просто для удовольствия.

Баня | Encyclopedia.com

Русская паровая баня или баня, которая служила основным видом гигиены и считалась источником большого удовольствия и лекарством от болезней.

Согласно рассказу Адама Олеария XVII века, «во всех городах и селах у них много общественных и частных бань, в которых их [русских] часто можно встретить». Баня была теплой и обильной водой, поэтому она также служила местом для деторождения. В то время как слово banya является латинским заимствованием (от banea ), традиционная русская баня имеет финно-угорское происхождение.Самый ранний письменный источник, в котором упоминается баня, относится к XI веку и относится к Новгороду. Археологи также обнаружили в городе деревянные бани (мн. ч.), относящиеся к тому же периоду. Кладочные бани, построенные по византийским традициям, были известны на южных землях Руси (в Переяславле и Киеве) с конца XI века.

Средневековые и современные отчеты сходятся во мнении о практике мытья в бане. После воздействия на тело высокотемпературных паров и, как следствие, обильного пота, люди хлестали себя пучками молодых веток деревьев (обычно березовых), смоченных в кипятке, оказывая таким образом массажное действие и смазывая кожу маслами из листья.После этого люди часто погружались в холодную воду или снег, а затем мылись водой с мылом. Традиционно бани на Руси были либо частными, либо публичными. Оба типа все еще можно найти в России. Несмотря на попытки российского правительства (например, Стоглав 1551 г., Елизаветы в 1743 г. и Екатерины II в 1783 г.) отделить женщин от мужчин в общественных банях, некоторые городские бани оставались унисекс даже в начале девятнадцатого века. Единственное разделение полов, имевшее место в этих бани, было в раздевалках.

библиография

Кросс А. Г. (1991). «Русская баня в описаниях иностранных путешественников и в изображениях зарубежных и русских художников». Oxford Slavonic Papers 25:34–59.

Олеарий, Адам. (1967). Путешествие Олеария по России XVII века, тр. и изд. Сэмюэл Х. Барон. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.

Русская летопись. (1973). тр. и изд. Сэмюэл Хаззард Кросс и Ольгерд П.Шербовиц-Ветзор. Кембридж, Массачусетс: Средневековая академия Америки.

Роман К. Ковалев

Без бани мы бы погибли — Итан Поллок

«Что значит быть чистым? Это фундаментальный вопрос, лежащий в основе увлекательного исследования Итана Поллока о русской бане или бане. Для русских чистота — это не просто личная гигиена… , с его акцентом на общительность и общность, — это больше, чем просто физическое пространство.Это состояние души, место, где можно «найти смысл в мире». — Дарра Гольдштейн, Times Literary Supplement

«Как объясняет Итан Поллок в своей восхитительной, хотя иногда и тошнотворной, истории бани, русские гордятся этим своеобразным заведением, которое они долгое время считали неотъемлемой частью русской идентичности. Для русских баня очищает душу». — Гэри Сол Морсон, Wall Street Journal

«Убедительное и творческое исследование Итана Поллока показывает, что, поскольку баня была постоянным физическим присутствием на протяжении веков, она предлагает увлекательную призму, через которую можно проследить социальную и культурную историю России.Без бани мы бы погибли — это тонкое и творческое исследование напряженности между спасением и гибелью, которая преследовала российскую историю на протяжении столетий».

«По словам Поллока, баня является бесспорно типичным российским учреждением, но также свидетельствует о постоянной институциональной дисфункции». — Рэнди Розенталь, Los Angeles Review of Books

«Редкость: работа солидной учености, которая также элегантно переворачивает страницу» — Иностранные дела

«Поллок создал редкость: произведение солидной учености, которое также элегантно переворачивает страницы.Он прослеживает историю русской бани вплоть до Средневековья, исследуя, как менялись ее образ и функции с течением времени».

«Поллок рассказывает длинную историю бани в хронологическом порядке, исследуя бесчисленные нюансы социальной реальности и художественного представления, собирая повторяющиеся темы… В причудливом эпилоге Поллок погружается в иллюзию безвременья бани.Его друзья превращаются в его грезах во многих исторических деятелей, писателей и вымышленных персонажей, упоминаемых на промежуточных страницах, и все они купаются вместе с ним в парилке ». Рейчел Полонски, New York Review of Books

«оригинально и увлекательно… это увлекательная книга, которая будет интересна историкам культуры и медицины как имперского, так и советского периода. Ценовая категория, доступный стиль (минимум русского языка и развитые пассажи исторического контекста), и интересный предмет делает его доступным выбором для курсов бакалавриата, а также семинаров по чтению для выпускников.Для историков русской культуры это долгожданное исследование вездесущей практики.» — Триша Старкс, Русское обозрение

«Поллок погружает своего читателя в глубокую, вдохновляющую историю русской бани. Возможно, присяжные не согласны с благотворным влиянием бани на здоровье купающихся, но нет никаких сомнений в том, что книга Поллока является благом для русских исследований». — Элиот Боренштейн, автор книги « заговоров против России: заговор и фантазии после социализма»

«Священное, вдохновляющее, волшебное или неприличное, варварское и устаревшее? Увлекательное и яркое исследование Итана Поллока о бане отвечает на вопросы — без бани мы бы погибли! Населенные придворными и воинами, врачами и литераторами, комиссарами и бесчисленными банщиками, эта книга развлекает, поскольку она омолаживает ваши чувства. » — Дэн Хили, Оксфордский университет

«В творческом рассказе Итана Поллока длинная история русской бани наполнена размышлениями о здоровье, гигиене, вере, отдыхе и нации, среди прочих тем. Это горячая история в лучшем виде! Замечательная книга.» — Уиллард Сандерленд, Университет Цинциннати

«В этой оригинальной и красноречиво аргументированной книге Итан Поллок прослеживает историю одной из немногих констант в бурном прошлом России, бани, которая пережила вестернизацию Петра Великого и советизацию Ленина и Сталина.Открывая эту книгу, читатели сталкиваются с интригующим составом персонажей — от царей и крепостных до скифов и новых русских — философствующих, общающихся и потеющих вместе. Мастерское повествование Поллока подчеркивает яркую историчность бани на фоне ее постоянства и освещает тысячелетнюю российскую историю, по одной наполненной паром комнате за раз». Ленинград

«Итан Поллок ведет нас в баню, чтобы хорошенько попариться. Его книга прослеживает историю самого любимого общественного учреждения России от его бурного зарождения в славянской глуши до эпохи Парка Горького и далее. С акцентом на баню в русской литературе, культуре и искусстве, в этой книге каждый найдет что-то для себя. Настоящие любители бани пожалеют только о том, что водонепроницаемого издания пока нет.» — Кэтрин Мерридейл, автор книги Ленин в поезде

история русской бани (книга, 2019) [WorldCat.орг]

Что значит быть чистым? Это фундаментальный вопрос, лежащий в основе увлекательного исследования Итана Поллока русской бани. Для россиян поддержание чистоты — это не просто личная гигиена… Как ясно показано в книге Поллока, баня с ее акцентом на общительность и общность — это больше, чем просто физическое пространство. Это состояние ума, место, где можно «найти смысл в мире». * Дарра Гольдштейн, Times Literary Supplement * Как объясняет Этан Поллок в своей восхитительной, хотя иногда и тошнотворной истории бани, русские гордятся этим своеобразным институтом, который они долгое время считали неотъемлемой частью русской идентичности. У русских баня очищает душу. * Гэри Сол Морсон, Wall Street Journal * Убедительное и творческое исследование Итана Поллока показывает, что, поскольку баня была постоянным физическим присутствием на протяжении веков, она представляет собой увлекательную призму, через которую можно проследить социальную и культурную историю России. Без бани «Мы бы погибли» — это тонкое и творческое исследование противоречий между спасением и гибелью, которые преследовали российскую историю на протяжении веков. * Дэниел Бир, литературное обозрение * По словам Поллока, баня, бесспорно, является типичной русской институцией, но она также свидетельствует о многолетней институциональной дисфункции.* Рэнди Розенталь, Los Angeles Review of Books * редкость: книга солидной учености, которая в то же время элегантно переворачивает страницы * Foreign Affairs * Поллок создал редкость: книга солидной учености, которая также элегантно перелистывает страницы. Он прослеживает историю русской паровой бани вплоть до Средневековья, исследуя, как менялись ее образ и функции с течением времени. * Мария Липман, Foreign Affairs * Поллок рассказывает длинную историю бани в хронологическом порядке, исследуя бесчисленные нюансы социальной реальности и художественного представления, собирая повторяющиеся темы….В причудливом эпилоге Поллок погружается в иллюзию безвременья бани. Его друзья превращаются в его мечтах во многих исторических деятелей, писателей и вымышленных персонажей, упомянутых на промежуточных страницах, и все они купаются вместе с ним в парилке. * Рейчел Полонски, New York Review of Books * оригинально и увлекательно… это увлекательная книга, которая будет интересна историкам культуры и медицины как имперского, так и советского периодов. Цена, доступный стиль (минимум русского языка и развернутые отрывки из исторического контекста) и интересная тематика делают его доступным выбором для курсов бакалавриата, а также для семинаров по чтению выпускников.Для историков русской культуры это долгожданное исследование вездесущей практики. * Триша Старкс, «Русское обозрение» * Поллок погружает читателя в глубокую, вдохновляющую историю русской бани. Возможно, нет единого мнения о благотворном влиянии бани на здоровье купающихся, но нет никаких сомнений в том, что книга Поллока является благом для российских исследований. * Элиот Боренштейн, автор книги «Заговоры против России: заговор и фантазии после социализма» * Священное, вдохновляющее, волшебное; или неприличным, варварским и устаревшим? Увлекательное и яркое исследование Итана Поллока о бане дает ответы: без бани мы бы погибли! Населенная придворными и воинами, врачами и литераторами, комиссарами и бесчисленными банщиками, эта книга развлекает и омолаживает ваши чувства.* Дэн Хили, Оксфордский университет * В творческом рассказе Итана Поллока долгая история русской бани наполнена идеями о здоровье, гигиене, вере, досуге и нации, среди прочих тем. Это парная история в лучшем виде! Замечательная книга. * Уиллард Сандерленд, Университет Цинциннати * В этой оригинальной и красноречивой книге Итан Поллок прослеживает историю одной из немногих констант в бурном прошлом России, бани, которая пережила вестернизацию Петра Великого и советизацию Ленина и Сталина. Открывая эту книгу, читатели сталкиваются с интригующим составом персонажей — от царей и крепостных до скифов и новых русских — философствующих, общающихся и потеющих вместе. Мастерское повествование Поллока подчеркивает яркую историчность бани на фоне ее постоянства и освещает тысячелетнюю российскую историю по одной наполненной паром комнате за раз. * Алексис Пери, автор книги «Война внутри: дневники блокады Ленинграда» * Итан Поллок ведет нас в баню, чтобы хорошенько отмокнуть. Его книга прослеживает историю самого любимого общественного учреждения России от его бурного зарождения в славянской глуши до эпохи Парка Горького и далее.С акцентом на баню в русской литературе, культуре и искусстве, в этой книге каждый найдет что-то для себя. Истинные любители бани пожалеют только о том, что еще нет водонепроницаемой версии. * Кэтрин Мерридейл, автор книги «Ленин в поезде» *
Читать далее…

История русской бани Итана Поллока.

Оксфордский университет, 34,95 доллара США (352 пенса) ISBN 978-0-1953-9548-8

Итан Поллок.Оксфордский университет, 34,95 доллара США (352 пенса) ISBN 978-0-1953-9548-8

В этой объемной монографии ученый Поллок ( Сталин и советские научные войны ) углубляется в сложности русской бани, предлагая обзор священных и мирских ритуалов, связанных с «баней». От деревенских деревянных парилок до бетонных городских банных комплексов коммунистической эпохи, он называет русскую баню «лиминальным пространством между жизнью и смертью, [включающим] смешанные половые связи, однополые связи, официальные омовения и магию.Причудливые и варварские в западных глазах — апостол Андрей употребил словосочетание «добровольная пытка» — обычаи, связанные с баней, такие как захлопывание ветвями, отражали нелегкий переход Руси в христианство в XI веке и ее место на культурном перекрестке. где смешались турецкий хаммам, еврейская миква и другие традиции, и где общественные, а также телесные нормы устанавливались в пар, чему способствовали березовые ветки, водка, соленья, льняные полотенца и другие необходимые элементы. Поллок извлекает огромное количество ссылок на баню из русского и советского искусства, литературы и кино, чтобы подкрепить свое заявление о том, что баня занимает центральное место в российской идентичности и является местом социальных экспериментов. В доступной, но подробной прозе он рассматривает баню с разных точек зрения, в том числе как потенциальные горячие точки передачи болезней. История Русской бани Поллока — прекрасное, но медленное чтение как для специалистов, так и для любопытных. Фотографии. (сентябрь)

Отзыв : 15.05.2019

Дата выпуска: 01.09.2019

Жанр: документальная литература

Мягкая обложка — 360 страниц — 978-0-19-765167-4

Электронная книга — 978-0-19-991195-0

Электронная книга — 978-0-19-990897-4

Цифровой формат — 978-0- 19-005166-2

Показать другие форматы

ФОРМАТЫ

Баня: факты для детей

Типичная русская баня внутри

А Баня Русский деревянный дом с парилкой. Это также относится к бане. В бане есть дровяная печь для обогрева. Основная идея бани состоит в том, чтобы вызвать пот у купающихся.

Обычно баня стоит у реки. Купальщики прыгают в реку, чтобы остыть после бани.

История

В 440 г. до н. э. древнегреческий историк Геродот писал о людях, живущих на территории современной России.

Одно раннее упоминание о бане содержится в Königsberg Letopis . Первое полное описание бани есть в восточнославянских Первичных летописях от 1113 года.

Когда-то в истории женщины ходили в баню, чтобы родить ребенка. После похорон друзья и родственники умершего иногда вместе идут в баню.

На протяжении всей истории России баней пользовались люди всех сословий. Бедняки после работы мылись в бане. У богатых русских иногда была частная баня. Иногда купальщик вместо этого прыгает в реку или в кучу снега.

Сегодня в банях есть отдельные места для мужчин и женщин. Купальщики не должны быть голыми.

Общие правила

Баня имеет три помещения: раздевалку или предбанник где люди переодеваются, помывочную и парилку или парилку .

Если баня предназначена для мужчин и женщин, купающиеся должны носить купальные костюмы. Если в бане есть отдельные места для мужчин и женщин, купающиеся обычно голые.

Процесс

В бане часто бывает жарче 93°C.

Купальщицы сидят на маленьком коврике, чтобы защитить кожу от горячего дерева. Купальщицы обычно носят войлочные шапки, когда сидят в бане. Во время бани купальщики используют веник или веник. Купальщики бьют друг друга ветками, как массаж. Иногда друзья бьют друг друга ветками. Иногда это делает профессиональная массажистка. Последняя часть бани — это когда кто-то выливает на купающегося ведро прохладной или холодной воды.

Самая большая разница между баней и сауной заключается в том, что в бане есть пар, а в большинстве саун используется сухой воздух.

Здоровье

Начиная с 1800-х годов врачи и ученые решили изучить баню. У них уже было представление о том, что это полезно для здоровья. Большинство их исследований не были хороши по сегодняшним научным правилам, но они советовали многим людям ходить в баню для своего здоровья.

Фольклор

В славянской мифологии есть дух банник, живущий в бане под лавкой. Банник бросает горячую воду или горячие камни в грубых купальщиков.

Связанные страницы

Обнаженных душ | Рэйчел Полонски

Нижегородский государственный художественный музей

Борис Кустодиев: Русская Венера , 1926

В парилке , деревянной парилке в сердце каждой русской бани, печь топит груду камней.Когда камни раскаляются докрасна, на них выбрасывается вода, поднимающая струи легкого пара. Лежа или стоя на деревянных скамьях, купальщики потеют и хлещут себя вениками , прутьями из лиственных веток. Когда становится достаточно (или слишком жарко), купальщики покидают парилку , чтобы охладиться, окунаясь в реки, пруды, бочки или бассейны, выложенные мраморной плиткой, выливая на голову кадки с ледяной водой или катаясь обнаженными в снег.

В величественных городских зданиях, деревенских хижинах и тюремных бараках; на поездах, кораблях и подводных лодках; везде, где есть русские общины, пар в парилке бесконечно обновляется.В течение столетий в этом невещественном паре формировались разнообразные культурные смыслы. Как пишет Итан Поллок в книге «Без бани мы бы погибли », баня «сохранилась в России, несмотря на радикальные изменения в представлениях о том, что представляет собой телесная чистота, и несмотря на заметные социальные разрывы». Баня, связанная с огнём и льдом, кажется, выходит за рамки истории. Но у него есть своя история, дающая «точку доступа ко всем этапам истории России».

Московские царицы родили в парилке .Цари Романовы, пришедшие к власти в начале семнадцатого века, считали бани прибыльным источником налогов. Когда в начале XVIII века прозападный царь Петр Великий искоренил древние русские обычаи, сбрив бороды своим вельможам и надев их по-европейски, он оставил баню нетронутой, хотя ничего подобного на Западе в то время не существовало. Екатерина Великая построила каменную баню в своем имении в Царском Селе в 1779 году и продвигала древнерусское заведение как жизненно важное для здоровья и могущества ее расширяющейся империи.

В 1812 году, когда Наполеон вторгся в Россию, народный залп показал его в парилке с тремя русскими солдатами. «Я никогда в жизни не выдерживал таких пыток!» — кричит он, а солдаты обливают печку водой и бьют его веником . «Они царапают и жарят меня, как в аду». «Это ты вошел в русскую баню», — напоминает один из солдат Наполеона, стереотипного худощавого иностранца (см. иллюстрацию на стр. 31). Столетие спустя, когда роскошные бани были одним из удовольствий современного города, великий князь Константин Романов, двоюродный брат Николая II, посетил бани св.В Санкт-Петербурге за платный секс с молодыми банщиками (мужчины-банщики), повествуя в своем дневнике о муках совести, которые он претерпел из-за своего «великого греха». Григорий Распутин, ставший духовным приближенным царской семьи, брал с собой в баню аристократок, чтобы «напомнить им» в своем крестьянском присутствии «об их русских телах и душах».

Для большевиков баня была делом общественной гигиены. В 1920 году Владимир Ленин прочитал лекцию Льву Троцкому о важности бани для благосостояния революционного режима.Хотя на бронепоезде, из которого Троцкий командовал Красной Армией во время гражданской войны, была баня, в городах и селах бани было недостаточно, чтобы замедлить разрушительные действия эпидемий. Горячая баня с мылом и водой может предотвратить инфекцию и убить вшей, распространяющих тиф. Агитационные плакаты объясняли перенос болезней, призывая людей «чаще ходить в баню!» Иосиф Сталин расслабился в бане, но, как пишет Поллок, провал всего сталинского проекта можно измерить «плачевным состоянием строительства и содержания бани» для масс.Никакая пятилетка не могла удовлетворить потребности людей в банях. Чиновники здравоохранения рекомендовали купаться раз в неделю, но к концу 1930-х годов бань в Москве едва хватало для ежемесячных посещений. В других городах было хуже. На протяжении всего советского периода хроническое отсутствие чистых, функционирующих бань было одной из немногих тем, по которым допускалась сатирическая критика властей.

После смерти Сталина его ставленник Вячеслав Молотов осудил нового советского лидера Никиту Хрущева за то, что он ходил в баню с финским президентом, как будто купание с иностранцем означало капитуляцию перед международной буржуазией.В 1960-х и 1970-х годах, в эпоху «застоя» при Леониде Брежневе, баня была не столько средством гигиены, сколько, как пишет Поллок, «волшебным пространством омоложения и возрождения», воспетым в массовой культуре. Баллада певца Владимира Высоцкого 1968 года «Белая баня» до сих пор резонирует с рваными ранами сталинизма. Песня рассказывается с точки зрения мужчины, у которого на правой груди татуировка его возлюбленной Маринки, а на левой, над сердцем, татуировка Сталина: «Затопи мне баню, баба,/ Выковать себя, сжечь себя / На самом краю скамейки, / Все сомнения мои разрушу.

«Конец Советского Союза начался в бане, — пишет Поллок. В августе 1991 года глава КГБ Владимир Крючков и группа сторонников жесткой линии из армии и Коммунистической партии собрались в бане, чтобы заговорить против Михаила Горбачева. Несколько месяцев спустя Борис Ельцин, руководивший поражением путча, распустил СССР, отпраздновав это событие в бане. В молодости дедушка заставил Ельцина построить деревенскую баню своими руками в качестве обряда посвящения.Он вспоминал, что именно в бане в 1989 году он осознал, что больше не является верующим коммунистом: «В конце концов, баня очищает вещи…. В тот момент в бане я изменил свое мировоззрение».

Владимир Путин также отводит бане преобразующую роль в своем приходе к власти. По его словам, он ходил в баню на даче с компанией друзей в 1996 году, на пике своей политической карьеры. Охлаждаясь в ближайшем озере, он заметил, что горят дача и баня.Уцелел только православный крестик, подарок матери, который он снял с шеи перед входом в парилку . С небольшим, но спасенным из пепла крестом, Путин вернулся на правильный путь. Десять лет спустя писатель Владимир Сорокин поставил финал своей антиутопической сатиры на путинскую Россию, День опричника , на гротескной чисто мужской ритуальной оргии в бане. «Велико банальное братство», — заявляет рассказчик, пародируя многовековую националистическую банную риторику.«Здесь все равны — правые и левые, старые и молодые».

«Архаичный институт боли, распределенный по разнообразному географическому пространству», — так описывает баню Даниэль Ранкур-Лаферьер в книге «Рабская душа России » (1995). Он стоит в длинной очереди иностранцев, для которых баня является символом существенной русской странности. В пятом веке г. до н.э. г. Геродот путешествовал по землям к северу от Черного моря, которые однажды должны были войти в состав Российской империи, и видел, как скифы бросали семена конопли на раскаленные камни, поднимая пар, который заставлял их взвыть от восторга, и занимали место. ванны.Полторы тысячи лет спустя персидский путешественник Ибн Руста наблюдал, как степняки брызгали водой на раскаленные камни и очищали в паре свои обнаженные тела. В монашеском документе XII века «Первой летописи », повествующем о происхождении Киевской Руси, другой иностранец, апостол Андрей, пораженный баней, достигнув славянских земель: зноя, они раздеваются. .. берут молодые ветки и хлещут… себя так сильно, что едва спасаются живыми.Потом они обливаются холодной водой… они на самом деле причиняют себе такую ​​добровольную пытку…. Они превращают акт не в простую стирку, а в настоящую муку.

Когда восточнославянские племена объединились под властью киевских князей, баня стала визитной карточкой средневековой Руси. Он сочетал в себе роскошные гражданские банные традиции Греции и Рима с деревянными парильнями викингов. Его обычаи были сформированы различными культурами, сходящимися на торговых путях между Скандинавией и Византией: языческой, еврейской, христианской и мусульманской.Он впитал в себя их табу и вековые ассоциации омовения с чистотой и нечистотой, святостью и распущенностью, добродетелью и испорченностью. В то время как православная церковь интегрировала паровую баню в свои учения и ритуалы (с запретом на смешанное купание), баня рассматривалась в народной культуре как место колдовства, магии и нечистых духов.

Между пятнадцатым и восемнадцатым веками, когда общественные бани вымерли в западном христианском мире, где они ассоциировались с болезнями и незаконным сексом, баня была частью повседневной жизни в Московии.В рассказах европейских путешественников изумление перед публичной наготой, экстремальными температурами и жестоким бичеванием veniki стало стандартным мотивом. Посол королевы Елизаветы I Джайлс Флетчер описал людей, выходящих «из банных печей в пене и дымящихся так же жарко, как свинья на вертеле… в самую холодную из всех зим» и прыгающих «совершенно голыми» в реки. . Для ученого семнадцатого века Адама Олеария мужчины и женщины Московии, купаясь вместе, «сбрасывали с себя все следы стыда и ограничений.

«Секс превзошел здоровье, когда дело дошло до оценок бани путешественниками», — пишет Поллок. Иностранные наблюдатели предположили, что его польза для здоровья распространяется только на россиян. «Во всем мире только они сами могут это вынести», — заметил один француз. Выдающийся лондонский врач Джодокус Крулл еще в конце XVII века отмечал, что бани были «универсальными средствами», способствующими долголетию москвичей, живущих здоровой жизнью «по большей части без врачей», но его больше заботило то, что женщины «не очень стесняются быть замеченными мужчинами», когда купаются обнаженными.

В конце восемнадцатого века европейские наблюдатели начали рассматривать лечебные эффекты бани. Некоторые даже перешагнули порог в парилку . «Жара была для меня слишком сильной, — выдохнул французский астроном Жан-Батист Шапп д’Отрош. «[Я] выбрался из ванны, как только смог». В 1761 году он путешествовал из Парижа в Сибирь, чтобы наблюдать за прохождением Венеры по диску Солнца. Его «Путешествие по Сибири », рассказ о «нравах и обычаях русских», изданный в 1768 году с изысканными гравюрами Жана-Батиста Лепренса, был одним из самых влиятельных путеводителей своего времени, авторитетным в дискуссиях эпохи Просвещения о Россия рядом с «цивилизованной Европой».

Нью-Йоркская публичная библиотека

Наполеона избивают в бане; иллюстрация Ивана Теребенева, около 1812 г.

Баня очаровала Шаппа. Натурфилософ в духе Монтескье, он рассматривал «русскость» как следствие метеорологических условий, воздействующих на телесные жидкости. «Кто прошел через одну губернию, тот знает всех русских», — уверяет он своих читателей. Он называет баню причиной их «отсутствия гениальности», как если бы она была такой же частью природной среды, как и культурный институт.«Влияние почвы и климата», пишет Шаппе, делает «нервный сок» русских «спертым и вялым», тогда как «чувствительность [их] внешних органов» притупляется «поркой, которой они постоянно подвергаются в бани и жара». Когда он описывает свои собственные попытки искупать по-русски , уверенный дискурс ученого Просвещения становится фарсом. В паре Шапп больше не объективный наблюдатель, владеющий инструментами науки, а голый шут, головокружительный и тяжело дышащий.«Невероятная жара… схватила меня с головой», — пишет он. «Я… упал в одно мгновение… мой термометр разбился на куски».

Поклонник женской красоты, Шапп зафиксировал проявления Венеры среди сибирского крестьянства (отметив, что русские женщины «уходят до тридцати», потому что «бани портят их формы»). Гравюра Ле Пренса с изображением бани в «Путешествие по Сибири » (которую Екатерина Великая считала «самой неприличной») изображает идиллию в стиле рококо, в которой обнаженные мужчины, женщины и младенцы-херувимы моются вместе.В его центре статная красавица в контрапосте Венеры Боттичелли, ее скромность, скрытая веником , , выливает воду из кадки на ее длинные волосы. Образ Лепренса иллюстрирует двойственное отношение европейцев к одновременному созерцанию невинности и вседозволенности бани.

Заметный прогресс в понимании эпохи Просвещения произошел благодаря португальскому врачу Антониу Рибейру Санчесу, чьи труды, по словам Поллока, оказали «глубокое долгосрочное влияние на то, как европейцы и русские воспринимали баню. Получив образование в великих медицинских школах Европы, Санчес приехал в Россию в качестве первого врача императорской армии. Он служил при дворе и спас жизнь четырнадцатилетней принцессе Софи Ангальт-Цербстской. Когда принцесса стала императрицей Екатериной Великой, Санчес переписывался с ней о пользе бани. В его Traité sur les bains de vapeur de Russie (1779) приводились доводы в пользу роли бани в профилактике и лечении многих заболеваний и ее важности для государства в управлении общественным здравоохранением.Санчес писал, что после режима парилки , веников и холодной воды «всему телу станет легко, свежо и на душе станет легче. Баня — великий целитель».

Медицинской науке потребовалось более века, чтобы наверстать упущенное. Российские врачи были одними из последних, кто признал, что местная практика, которая так долго считалась отсталой, может быть в авангарде европейской профилактической медицины. К концу девятнадцатого века, когда микробная теория показала, что микроскопические организмы, вызывающие инфекционные заболевания, живут на коже, купание было общепризнано общественным благом. В более широкой культуре баня уже почиталась за свое древнее происхождение, рассматривалась как «уникально русское социальное пространство», незапятнанное Западом, отражающее интуитивную мудрость и аутентичность людей. «Истоки бани синхронны с истоками русской истории», — писал один врач в 1888 году; «это напрямую связано с понятием «русский». Крестьянские поговорки типа «баня парит, баня лечит» и «без бани мы погибнем» были одобрены энциклопедией Брокгауза и Ефрона в 1891 году, в которой перечислялись десятки недуги, которые могла лечить баня, от простудных заболеваний до неврозов и болезней сердца.

Позднеимперская Россия была золотым веком городской бани. Инновации исходили от коммерческих владельцев, а не от врачей или государства. Такие заведения, как Егоровская баня в Санкт-Петербурге и Сандуны в Москве, были не только для здоровья, но и для общения и отдыха. Обычно бани имели четыре секции с возрастающим уровнем комфорта и удобств. Роскошные секции были оборудованы кожаными диванами, люстрами, кафельными туалетами, позолоченными зеркалами и бассейнами. Банщики оказывали комплекс услуг: уборка, возка топлива, уход за паром, порка парильщиков вениками , и продажа еды и питья (а иногда и секса, «за несколько рублей и немного пива»).

«Ни один москвич не воздержался… Ни мастер торговли, ни аристократ, ни бедняк, ни богач не могли жить без коммерческой бани», — писал Владимир Гиляровский, летописец городской жизни. В 1880-х годах Антон Чехов опубликовал две виньетки под названием «В бане», в которых обнаженное смешивание с паром порождает комическое смешение социальных идентичностей. В своем сочинении 1899 года «О писателях и письменности» писатель-мистик-националист Василий Розанов цитировал «» «Повести временной летописи» года, превознося баню как тысячелетний «поток человеческого общения», «чудесный мир», более древней и демократичной, чем английская конституция.Как пишет Поллок, он «приветствовал ассоциации бани с сексом, сильной жарой и избиениями, которые так шокировали иностранных наблюдателей».

В 1906 году повесть Михаила Кузьмина « Крылья » раскрыла банную гомосексуальную субкультуру. Для эллиниста Кузьмина (в отличие от великого князя Константина) этот аспект бани был беззастенчивой отсылкой к Древней Греции, но, несмотря на эстетическую изысканность Крыльев , он был назван порнографическим. Снимки фотожурналиста Карла Буллы интерьера мужского туалета в Санкт-Петербурге.Егоровская баня в Петербурге «почти смела своих зрителей не видеть секса», пишет Поллок. Его фотографии подобны tableaux vivants : застывшие в омовении мужчины и мальчики лежат на мраморных скамьях, стоят под душем и держат veniki над обнаженными телами друг друга .

Изображение купающихся женщин является вечным увлечением мужской фантазии в изобразительном искусстве, и, по крайней мере, начиная с гравюр Ле Пренса для Voyage en Sibérie Шаппа, баня стала идеальным сюжетом.Художник Фирс Журавлев подражал европейским изображениям томных одалисок с кокетливыми глазами в своем полотне 1885 года « Свадебный душ в бане ». Зинаида Серебрякова сенсационно нарушила эти традиции своей картиной 1913 года « Баня ». Могучие тела и открытые лица ее купальщиц, как пишет Поллок, выражают «безразличие… а не очарование». Советские картины, от « Русской Венеры » Бориса Кустодиева (1926; см. иллюстрацию на стр. 30) до работ художников-социалистов-реалистов Александра Герасимова и Аркадия Пластова 1950-х годов, подтвердили обнаженную женщину в бане как вневременной символ русской добродетели: лучезарной плоти. и длинные светлые волосы в дымке пара на фоне дерева и мокрых березовых листьев.

Редкие проблески опыта женщин в бане, между тем, передают глубокое удовлетворение, которое можно найти вне поля зрения мужчин. Русско-шотландская писательница Эжени Фрейзер вспоминает «счастливую оргию плескания», когда она купалась в позднеимперской бане с мамой, няней и бабушкой, которые лежали на самой верхней полке в парилке с холодной тряпкой на ней. лоб. В женском отделе московских Сандунов в конце 1970-х годов американская писательница Андреа Ли наслаждалась «волшебной свободой… женщин в месте, куда не допускаются мужчины. Среди «непретенциозных и незастенчивых» женщин в бане — женщин, которых она видела «с авоськами в метро», — Ли выделила «целостность», которую она нашла «характерно русской».

Как и все культурные ритуалы чистоты и нечистоты, банные ритуалы создают единство переживаний во времени. И в царское, и в советское время баня могла быть пространством искупительного счастья, чистоты и свободы, а могла быть адом. Аристократический рассказчик « записок из мертвого дома» Федора Достоевского ужасается тюремной бане: «Пар слепит глаза; копоть, грязь и человеческая плоть так плотно набиты вместе.Подобные образы перекликаются с завещаниями советского ГУЛАГа Александра Солженицына, Варлама Шаламова и др., для которых лагерная баня была местом грязи, деградации и насилия. В ГУЛАГ-бане «не было предела издевательствам» и «не было предела человеческой выносливости», вспоминает один выживший.

В позднесоветский период деревенская баня вновь стала культурным идеалом. К тому времени, несмотря на усилия администрации бани и прачечной и поколений планировщиков-коммунистов (о деятельности которых Поллок рассказывает с большим количеством статистических данных, извлеченных из архивов муниципальной бюрократии), бани в городах часто были ветхими, убогими и дефицитными. В литературе и кино сельская баня, «пространство, способствующее созерцанию и потенциальному искуплению», стала воплощать подлинную русскую традицию. В рассказе Василия Шукшина «Алеша на свободе» крестьянин Алеша стойко посвящает свои субботы неторопливым банным ритуалам, верным деревенскому идеалу в условиях модернизации. В фильме Никиты Михалкова 1980 года « Несколько дней из жизни И.И. Обломов , сельская баня создает естественную обстановку для задушевной беседы друзей, располагающую «к бодрости и праздности одновременно.«Городская баня была идеальным местом для иного рода мужской дружбы, предлагая алкоголь и свободу от домашнего хозяйства. В « Ирония судьбы или С легким паром », одном из самых популярных когда-либо снятых русских и советских фильмов, пар вызывает благотворное преображение в жизни героя Жени.

Непостоянство постсоветского периода подчеркнуло исцеляющую и преображающую силу бани, «исправлять все», как пишет Поллок: «Чем больше менялась культура, тем больше ценность бани как чего-то древнего и последовательного . «Поскольку современная Россия упивается национальными традициями, баня продолжает приобретать все большую ценность. «Сандуны», сохранившие величие позднеимперской Москвы, теперь продают собственные марки водки и меда с дубовым листом на этикетке. Тем не менее, эксперты банщики по-прежнему гоняют пар, купальщики по-прежнему платят за то, чтобы их избили ароматными вениками , а нагота по-прежнему приносит пользу.

Поллок рассказывает длинную историю бани в хронологическом порядке, исследуя бесчисленные нюансы социальной реальности и художественного представления, собирая повторяющиеся темы.Но он начинает и заканчивает свою книгу в настоящем времени, голый в парилке . В прологе Поллок купается с русскими друзьями в 1991 году, «когда распался Советский Союз и возникла новая Россия». В причудливом эпилоге Поллок погружается в иллюзию вечности бани. Его друзья превращаются в его мечтах во многих исторических деятелей, писателей и вымышленных персонажей, упомянутых на промежуточных страницах, и все они купаются вместе с ним в парилке . Легкость пара преодолевает тяжесть истории, а культура вне времени. «Я чувствую себя расслабленным и живым, — пишет Поллок, — достаточно вымытым, чтобы представить себе, что у бани нет начала и, пока есть Россия, у бани не будет конца».

Русская баня

Возможно, вы слышали, что русская баня похожа на сауну. Возможно, вы слышали, что после бани обязательно нужно нырнуть в снег или в холодную воду.

А может вы уже были в русской бане.

В этой статье мы поговорим об атрибутах бани, истории и современности.

Да, русская баня похожа на сауну, но не совсем. Русская баня – это контраст температур, пара от камней и массажа горячим веником.

Да, по традиции после парилки в бане нужно прыгнуть в воду температурой ниже. Это может быть озеро, река, бассейн или даже снег. Кстати, подходит и просто русский душ – обливание холодной водой.Помните, что в русской бане важен температурный контраст.

Изначально вместо бани использовали печь, которая была в доме. Залезли в печь и там мылись.

Потом начали строить специальный домик для бани. Пользовались не каждый день, обычно раз в неделю — «банный день» , часто это была суббота.

В русской бане должно быть несколько помещений — парилка , где только купаются, и предбанник , помещение для раздевания и отдыха после парилки.

В парной есть каменка — печь с камнями. Сначала нагревается духовка, чтобы воздух в помещении поднялся до нужной вам температуры. На камни нужно полить водой — от этого воздух увлажняется, появляется горячий пар, который поднимается наверх.

Сначала рекомендуется сесть внизу, а потом подняться выше к потолку, к горячему пару. Кстати, именно для этого в парилке обычно и располагают скамейки разного уровня. Можно сидеть и лежать на скамейках.На средних скамейках как раз делают массаж вениками. Самый универсальный, легкий и удобный березовый веник. Он лечит различные кожные заболевания и благотворно влияет на весь организм.

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован.