Экскаваторы с одним ковшом самые распространенные машины среди своих аналогов. Применяют при добыче ископаемых, в строительстве.
По виду выполнения работ различают, в зависимости от направления зубов ковша, машины с прямой лопатой и обратной. У прямой лопаты днище ковша выполнено с возможностью открывания. Применяют их больше в карьерах на погрузке руды или иного материала в большегрузные машины.
Все одноковшовые экскаваторы разделены на 9 размерных групп (от 0 до 8). Отличаются эксплуатационной массой, мощностью основных моторов, геометрическим объемом ковша. В зависимости от групп бывают особо легкими, легкими, средними, тяжелыми и особо тяжелыми.
К примеру, у машины 0-й группы вес меньше 3 т, а ковша объемом 0,1 м³. А у особо тяжелых (8 группа) характеристики соответственно 100…160 т и 5…10 м³.
Экскаваторы классифицируются по виду привода, шасси, рабочего оборудования, по возможности вращаться относительно своей оси.
Среди них различают полноповоротные агрегаты и неполноповоротные. У полноповоротных машин, благодаря наличию поворотной платформы, рабочее оборудование может вращаться по полному кругу. У неполноповоротных агрегатов оно размещено на поворотной колонке, вращение которой ограничено определенным конструкцией углом.
По виду шасси экскаваторы навешиваются на тракторы, на автомобили. Или снабжены собственным шасси – пневмоколесным, гусеничным, шагающим. Есть машины, установленные на железнодорожные платформы и понтоны.
Тракторы для навешивания применяют чаще колесные. Комплектуются неполноповоротным оборудованием, которое устанавливают на специальной раме сзади машины (реже сбоку). Ковш используют объемом 0,2…0,5 м³.
В качестве привода используют мотор базового трактора. Рабочее оборудование приводится в действие гидравликой. Может работать (сменяя ковш) как прямая, так и обратная лопата, с грейферов, крюком или с грузовыми вилами.
Применяют для погрузочных или землеройных работ небольшого объема.
При использовании шасси автомобиля, выбирается грузовой вариант, имеющий повышенную проходимость. Комплектуются, как правило, оборудованием «обратная лопата». Имеются модели с выдвижной телескопической стрелой, на которой размещен поворотный ковш. Последнее позволяет работать по схеме, как прямой лопаты, так и обратной. Работает от двигателя автомобиля или от отдельно установленного мотора.
Такие экскаваторы отличаются высокой мобильностью. Применяют их в дорожных и инженерных войсках, при спасательных операциях, для планировки откосов автодорог и каналов.
Экскаваторы с собственным шасси на пневмошинах бывают чаще полноповоротными. Для устойчивости снабжаются выносными опорами. Перемещаются сами с 30-икилометровой скоростью, на буксире – 40 км/час. Выпускают их от особо легких (ковш 0,04 м³), до тяжелых типов (ковш 1,5³).
Привод может быть от одного двигателя на шасси и рабочее оборудование или от разных. Обладают плохой проходимостью на слабых грунтах.
Чаще, из-за специфики выполняемых работ, действует по схеме «обратная лопата». Может работать с челюстным захватом, грейферов или гидравлическим молотом. Широко применяются в строительстве, при проведении ремонтных работах.
С движителем в виде гусениц экскаваторы также выпускаются полноповоротными. Отличаются высокой проходимостью, слабо давят на грунт. Перемещаются сами медленно (до 15 км/час), обычно перевозятся к месту работ тягачами на платформах.
Диапазон выпускаемых моделей очень широк: от особо легких (ковш 0,04 м³), до особо тяжелых (карьерных с ковшом 10 м³).
Может работать как драглайн, как прямая или обратная лопата. Также с гидравлическим молотом, челюстным захватом, грейфером. Применяются в строительстве и в карьерах.
Шагающим шасси обычно оборудуются большие и тяжелые карьерные экскаваторы. У них вылет стрелы может быть 65…150 м, а объем ковша 15…40 м³. Рабочее оборудование, как правило, драглайн. Применяются для вскрышных работ в карьерах.
По виду двигателя экскаваторы бывают паровые, дизельные (реже бензиновые) и электрические. На них размещены, соответственно, паровая машина, двигатель внутреннего сгорания, электрический двигатель.
Рабочее оборудование может иметь привод канатный, электромеханический и гидравлический.
В канатном типе усилие на рабочие органы передается от лебедок через канаты. Сами лебедки получают вращение от двигателя экскаватора. Имеет много недостатков и применяется сегодня только на грейферах и драглайнах.
У электромеханических типов усилие также передается канатами. Но лебедки снабжены индивидуальными электродвигателями.
Гидравлический привод самый распространенный в современных экскаваторах. В их конструкции гидронасос, система гидрораспределителей и гидроцилиндров, которые и обеспечивают управление функциями машины.